Первая поэтесса Латгалии и «Песни, напетые для себя…»

270 лет назад, в январе 1747 года, в семье польских помещиков, принадлежавших к знатному, но обедневшему роду Рыков, на свет появилась девочка, которой суждено было стать первой поэтессой Латгалии

При крещении ребенка нарекли Констанцией. К сожалению, точное место рождения будущей польской поэтессы неизвестно. В некоторых польских источниках дается такой ориентир – «недалеко от Динабурга». В другом издании указывается, что «детство и юность она провела в имении Рогайши…» Лудзенского округа. Имя Констанции Бениславской связано с несколькими латвийскими имениями, в том числе и с Пасиене, где она и похоронена в старинном местном костеле, построенном более двух с половиной веков назад.

В Польше имя поэтессы хорошо известно. Ее стихи издаются, польские ученые постоянно изучают ее творчество. А вот на Родине, в Латгалии, ее вспоминают редко, и информации о Констанции Бениславской сохраняется все меньше и меньше. Даже ее юбилей прошел незаметно и ничем не был отмечен.

В поисках следов

О том, что поэтесса родилась 14 января 1747 года, напомнила Латгальская база данных, созданная профессором Даугавпилсского университета Генрихом Сомсом. В представленной им краткой информации сообщалось: «Польская поэтесса. В литературе иногда называемая первой поэтессой Латгалии.

На памятной доске в ее честь на польском и латышском языках написано:

«О Тебе, Господи, душа моя малая

Изнывала со стрелой любви».

В память о Констанции Бениславской, урожденной Рык

1747-1806

Латгальская помещица

Религиозная поэтесса

Попечительница бедных».

В конце 1990 года, более четверти века назад, известный лудзенский краевед Виктор Трояновский (кстати, бывший студент Даугавпилсского педагогического института) опубликовал в «Резекненских вестях» статью о Констанции Бениславской «Забытая на Родине поэтесса». Именно ему мы обязаны тем, что имя Бениславской стало известно широкой публике. В 2006 году Трояновского не стало, и узнать о поэтессе что-то более, чем написано в его статье, уже не удастся.

Краткая энциклопедическая справка о первой латгальской поэтессе размещена в базе культурно-исторических данных Балвского региона. Несколько лет назад появилось сообщение о том, что в Зилупе планируется открыть музей, посвященный Констанции Бениславской. Однако в краевой думе сказали, что в Зилупе такого музея нет.

Глава поляков Латвии Ришард Станкевич, в свое время побывавший в Пасиене на праздновании 250-летия костела, рассказал, что в костеле установлена памятная мраморная доска в честь Констанции Бениславской. Деньги были выделены Министерством культуры Польши. Ришард поделился с нами фотографиями костела, в котором похоронена Констанция, и сообщил, что состояние места ее захоронения в подземелье костела оставляет желать лучшего.

Но самую ценную помощь в поисках информации о поэтессе оказал директор Пасиенской библиотеки Олег Василенок. Он прислал нам фото памятной доски Констанции Бениславской и снимок креста, установленного на местном кладбище на могиле одной из дочерей поэтессы, а также стихи Бениславской на польском языке и их переводы. А еще рассказал, что один из пасиенцев собрал большой материал о поэтессе. Но прошли годы, краевед сейчас находится в очень преклонном возрасте, а собранные им данные разошлись по рукам и утеряны.

В ежегодном альманахе Tāvu zemes kalendārs 2008 можно найти перевод некоторых стихов Констанции Бениславской на латгальский язык, выполненный краеведом Лаздукалнской волости Леонардом Ракицким.

Ну а теперь расскажем, что удалось узнать о Констанции Бениславской – женщине, поэтессе, матери и помещице.

Красавица Констанция

Урожденная баронесса фон Рык принадлежала к обедневшему, но знатному роду. Говорят, Констанция была удивительно хороша собой, и все местные помещики буквально поголовно были в нее влюблены. Впрочем, есть вполне документальные доказательства неотразимости пани Констанции: поэт и драматург Константин Бениславский утверждал, что жена его брата Петериса «очаровательно красивая».

Замуж за Петериса Бениславского Констанция вышла в очень юном возрасте. Супругу принадлежало несколько имений, расположенных на территории нынешнего Балвского района. Совместную жизнь молодожены начали в имении Зосули Домопольской (ныне Берзпилсской) волости. По данным краеведа В. Трояновского, роскошный особняк Бениславских и несколько добротных хозяйственных построек стояли на берегу речки Ичи и были окружены большим парком с вековыми липами. Рядом с имением был разбит огромный яблоневый сад.

В имении имелась шикарная библиотека, собранная братом Петериса – епископом Янисом Бениславским. Она насчитывала более 15 000 томов. Сколько Констанция с мужем прожили в Зосули, неизвестно, но то, что будущая поэтесса не обошла вниманием собранные деверем книги, сомнения не вызывает. Зосульская помещица читала на разных языках книги классиков литературы, философов, теологов и аскетов. 

У супругов Бениславских было восемь детей – 6 сыновей и 2 дочери, но известно, что за 58 лет своей жизни Констанция рожала 22 раза. Говорят, что своих детей пани воспитывала в строгости и розог для них не жалела. Она мечтала воспитать из них образованных, глубоко нравственных и богопослушных людей. Удалось ли ей этого добиться, трудно сказать. Найти упоминаний о ее сыновьях не удалось. Но известно, что дочерей выдавала замуж, не считаясь с их волей.

Констанции исполнилось всего 29 лет, когда в Вильнюсе вышел сборник ее стихов на польском языке «Песни, напетые для себя...».Он состоял из трех частей. В первой содержались духовные песни на основе молитв «Отче наш» и «Радуйся, Мария», во второй и третьей – стихи, посвященные Святому духу и общению Богом, где поэтесса клянется ему в вечной любви и верности. Ценителей поэзии стихи Бениславской до сих пор восхищают своей высокой нравственностью и образностью.

Вообще, Констанция была крайне противоречивой женщиной: с одной стороны – нежная поэтическая натура, сочиняющая религиозные стихи, заботящаяся о сирых и убогих; с другой – властная родительница и успешная помещица с деловой хваткой. Именно с ее подачи муж приобрел несколько поместий в окрестностях Ландскароны: Сибелини, Истру, Аннаполь, Конецполь и Посинь. В Посинь (ныне Пасиене) Бениславская бывала очень часто. Поэтесса была настолько очарована красотой местного костела Святого Доминика, что завещала себя похоронить под сводами этой церкви. К слову сказать, и в наше время костел считается одной из самых красивых церквей не только Латвии, но и мира.

Констанция ушла из жизни в ноябре 1806 года. Завещание ее было выполнено – последний приют она обрела в пасиенском костеле Святого Доминика. Раньше в костеле постоянно служил ксендз, и костел был всегда открыт. Теперь, когда жителей в Латгалии становится все меньше и меньше, храм открывают, лишь когда приезжает священник и проходят службы. Когда-то Пасиене считалось важным торговым пунктом и имело права вольного города. Еще в 1935 году в Пасиенской волости проживало 7112 жителя, сегодня же – почти в два раза меньше. В 30-е годы в поселке насчитывалось пять улиц – в наши дни осталось всего три. Само Пасиене, как и вся Латгалия, становится захолустьем. Грустно, что гордиться можно лишь своим прошлым.

P.S. «Наш город.» благодарит Олега Василенка и Ришарда Станкевича за помощь в подготовке материала.

22.01.2017 , 07:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий