Сергей Танона: «В России нас прозвали китайцами»

Вчерашние бунтари и «смутьяны» - старшеклассники, участвовавшие в акциях по защите русских школ, - сегодня учатся в самых престижных российских вузах.


Активные борцы против школьной реформы оказались совсем не такими «ленивыми прогульщиками уроков», как любила рисовать их проправительственная пресса. Выпускные экзамены в прошлом году активисты Штаба защиты русских школ Сергей Танона, Олег Пармененков, Иван Енгашев и многие другие сдали на сплошные девятки. И отправились учиться дальше…

Сергей Танона и Олег Пармененков поступили в престижнейшие питерские вузы: один – на юридический факультет Российского государственного педагогического университета имени Герцена, другой – в Санкт-Петербургский университет международных отношений. Это было непросто.

- В России сейчас настоящий образовательный бум, – рассказал «Часу Сергей Танона. – Конкурс в среднем 25 человек на бюджетное место, потому что существуют еще квоты по регионам – Дальний Север, Калмыкия, Чечня, а также на инвалидов и многие другие. Мы для поступления получали рекомендацию от парламентской фракции ЗаПЧЕЛ…

- И что, помогло?

- Особых скидок не делали, да и сейчас предъявляют повышенные требования – мы ведь не просто так учимся, а по рекомендации, соответствовать надо.

- Тяжело приходится?

- Не то слово! Нас тут прозвали «китайцами» за постоянную работу – заниматься приходится дни и ночи. Дело в том, что образование в Латвии оказалось на порядок ниже уровнем, чем в самой провинциальной школе России. Представляете: мы учимся по 12 лет, а там любой окончивший десятилетку может заткнуть нас за пояс по знаниям. В школе я без особых хлопот получал девятки, а тут приходится работать в два-три раза напряженнее, чем российские студенты, – только чтобы не отставать. Единственный предмет, где у меня не возникало проблем, английский язык. Спасибо россиянам – охотно помогают всем чем только могут.

- Это потому что вы из Латвии? Мне в командировках тоже приходилось сталкиваться в России с таким отношением: «Вы из Латвии? Как вы там живете…»

- У нас спрашивали по-другому: «Это там, где эсэсовцы ходят?» Потом, поближе познакомившись и узнав, что происходит в нашей стране из первых рук, начинают уважать.

Ну, в России по крайней мере знают, где Латвия находится (хоть и путают порой с Литвой и Эстонией). А вот мои соседи по общежитию – турки – долго не могли понять, где эта самая Латвия находится. Только после победы нашей сборной по футболу над Турцией поняли…

- А что оказалось в учебе наиболее непривычным?

- Отношение педагогов к студентам. В секретариате нашего университета к каждому обращаются по имени-отчеству. А ведь нас, студентов, больше 25 тысяч! Вообще отношения педагога и студентов строятся совсем по-другому – иначе, чем у нас. Здесь, в Питере, преподаватель и студент скорее единомышленники, старший и младший товарищи. В Латвии такого почти нет…

- А как в Питере вообще относятся к происходящему в Латвии?

- Россиянам хватает своих проблем, и происходящее в некогда союзных республиках их мало волнует. О нас вспоминают только в связи с совсем уж «выдающимися» событиями – акциями протеста против реформы, шествиями легионеров или высылкой Александра Казакова.

Довелось мне недавно поучаствовать в телепередаче – в Санкт-Петербурге проходили Дни Эстонии, и в связи с этим представителей всех Балтийских стран, правительства Санкт-Петербурга и общественности города пригласили на теледискуссию. Латвийский консул прийти отказался, из официальных представителей присутствовали только эстонцы. И вот слово берет помощник Валентины Матвиенко по международным вопросам: «Мы, конечно, понимаем, что главный враг России – Латвия…» Тут я не выдержал, взял микрофон и представился: вот, дескать, представитель вашего «главного врага». И сказал, что хорошие отношения между простыми людьми никакие политики испортить не могут и не должны. Зал взорвался аплодисментами…

- Ну, если честно, чем врагов в Латвии искать, пусть сперва со своими скинхедами справятся… Кстати, а со стороны российских националистов-скинхедов ты давления не испытывал?

- Хотя проблема хулиганствующих националистов в Питере, безусловно, существует, подавляющее большинство питерцев скинхедов не любят и не терпят. Да и милиция достаточно активно с этим борется. Но нас, иностранцев, предупреждали: старайтесь по вечерам избегать прогулок в одиночку, будьте внимательны в метро, где скинхеды действуют особенно активно.

А вообще люди в Северной столице замечательные – добрые и отзывчивые. Я тут спросил на улице, как дойти до Эрмитажа, у одной женщины. Она стала было объяснять, но махнула рукой и… проводила меня до дверей! Хотя ей надо было совершенно в другую сторону…

- Питерские дипломы ценятся во всем мире. Ты не подумываешь после учебы остаться в России или уехать на Запад? И там и там хорошему юристу-международнику найдется достойное применение…

- После учебы обязательно вернусь в Латвию. Причем такого мнения придерживаются и другие мои соратники-активисты, а не только я. Нам еще предстоит как следует поработать в собственной стране. Читая газеты, убеждаюсь: без работы в Латвии мы точно не останемся…

28.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий