Ирландский фактор на выборах

Пресловутый «отток рабочей силы» уже стал предвыборным фактором - некоторые партии включили борьбу с ним в свои программы. Однако в данном случае речь не о том, что скажет избиратель об отъезде соседей на заработки в Европу. Речь совершенно о другом: что за избиратель остался в Латвии в результате этого самого отъезда?


Нерусских избирателей в Латвии стало больше, а латышских – меньше


Похоже, избирателей с родным русским языком ощутимо больше, чем их должно было бы быть по официальным данным и, учитывая выработавшуюся у граждан ЛР устойчивую привычку к «этническому голосованию», осенью Латвия может оказаться в очень интересном положении.

По данным двух последних «Евробарометров» (исследования социологической службы Еврокомиссии), среди граждан Латвии старше 15 лет русский язык считают родным 28 процентов. (Это среднее значение: только что опубликованный «Евробарометр» «Европейцы и языки» дал цифру 26 плюс-минус 2,5 процента, сентябрьский – 29 плюс-минус 2,5 процента; «коридоры погрешностей» сходятся как раз на 28 процентах.) Это как минимум на 4 процента больше, чем должно быть по официальным данным. Таковые обнаруживаются, например, на сайте Управления натурализации. Даже если совершенно по-хамски записать во «врожденно русскоязычные» всех граждан-поляков, белорусов, евреев, украинцев и всех граждан «представителей других народностей», больше 24 процентов русскоговорящих ну никак не получается, хотя «Евробарометр» учитывал только граждан старше 15 лет, а УН приводит данные для всех возрастов на основании Регистра жителей (и, как известно, чем моложе поколение, тем выше в нем процент граждан).

Так что ж это за, прости господи, «лишние» русскоязычные граждане Латвии и откуда они такие взялись? Видимо, ниоткуда – они просто никуда не делись. Это не русофонов стало много, а латышей мало (учитывая, что в ирландии-шотландии едет все-таки в основном куда более латышская по составу населения провинция, ничего удивительного в этом нет).

Официальные данные относятся к людям, которые в Регистре числятся, но находиться могут где угодно. Социологи же фиксируют ответы людей, в момент проведения опроса реально находившихся в Латвии (а не в Ирландии, Великобритании и т. п.). Кроме того, данные «Евробарометра» очень сильно отличаются от официальных еще и в той части, где речь идет о людях, для которых родной язык и не латышский, и не русский. Евросоциологи таковых обнаружили всего один процент, и еще один процент пришелся на полных билингвов – людей, указавших два родных языка.

С точки зрения выборов и привычной уже, как вывих, борьбы за «этнические голоса», «лишние» 4 процента – около 60 тысяч граждан – это не просто серьезно, это очень серьезно. (Нужно, правда что, оговориться, что несовершеннолетние, конечно же, не голосуют, и от числа «сверхплановых» граждан, «найденных» «Евробарометром», нужно отнять подростков 1989- 1991 годов рождения. Это, конечно, уменьшит общую цифру, но ненамного.) Благодаря встроенной в закон о выборах «арифметике», лишние 4 процента избирателей могут добавить несколько мест любому списку, который сумеет завоевать их симпатии (например, на выборах Сейма в 2002 году единый тогда ЗаПЧЕЛ получил 19 процентов голосов, но 25 мест, а ТБДННЛ – 5,4 процента, но 7 мест).

Так что, похоже, уже вовсю звучащие опасения, что «Ирландия может оказать влияние на исход выборов», очень даже небеспочвенны. Еще как может.

24.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий