Сергей Хрущев: «Борьба с терроризмом – не борьба против ислама»

Специально для «Часа» политическую ситуацию на планете комментирует профессор Университета Брауна, сын первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а ныне гражданин США, Сергей Хрущев.


Могу понять мусульман!


- Сергей Никитич, какие выводы можно сделать из захлестнувшей мусульманский мир «карикатурной войны»?

- Затрагивать такие болезненные вопросы, как религия, неразумно. В данном случае речь не идет о свободе прессы. Если вы нарисуете карикатуру на человека с крючковатым носом, похожего на еврея, реакция будет аналогичной. Если вы обидите латыша или русского, а они не отреагируют, значит, их самосознание находится в угнетенном состоянии.

Я удивлен, что датчане, представляющие цивилизованную нацию, утверждают, что не сделали ничего недозволенного. Есть вещи, которые в обществе делать нельзя! Нельзя, например, какать за столом на торжественном обеде, хотя кто-то может сказать, что это проявление свободы. Свобода и вседозволенность – разные вещи. Эти карикатуры – просто безобразие, и реакция мусульман вполне понятна.

- Уж не хотите ли вы сказать, что погромы посольств западных государств – это адекватный ответ на датские картинки?

- Это реакция толпы. Да, она позволяет себе слишком много, но ее спровоцировали. Конечно, такие действия недопустимы.

- Но ведь толпой кто-то руководит…

- Я не очень-то верю в эти теории заговоров. Датские карикатуры задели толпу – она и отреагировала соответствующим образом. В мире около миллиарда людей проповедуют ислам, и говорить им о том, что мы их не уважаем, чревато последствиями.

Безусловно, есть люди, которые заинтересованы в таком развитии событий. Но вы не сможете спровоцировать толпу, если она сама этого не захочет. Если у людей нет чувства обиды, они не пойдут все крушить.

Вспомните, как организовывались демонстрации в Советском Союзе. Никто не лез на забор иностранного посольства, не забрасывал дипломатов камнями. Это была управляемая группа людей, которая действовала по сценарию, а не толпа.

Религия требует уважения


- Влияние мусульман в Европе растет – строятся мечети, а мусульман на континенте уже миллионы. Не придется ли европейским государствам в скором времени поменять свои традиционные ценности на исламские каноны?

- Противостоять этому бессмысленно. Когда-то Гитлер защищал себя от иудаизма – результат известен. Римский император Нерон перевешал много христиан, но не смог победить эту религию. Другой вопрос в том, что религия должна быть отделена от государства.

А что касается ислама, то он сегодня не более агрессивен, чем христианство во времена инквизиции, когда людей сжигали на кострах. Ислам на семь веков моложе, и сейчас он проходит этап реформации. Лично я не верю ни в какого бога, но к людям верующим необходимо относиться с уважением.

Большая ошибка состоит в том, что война с терроризмом понимается как война против ислама. Это очень опасно! Если мы разделим мир на христиан и нехристиан, то вернемся в Средневековье.

Демократия или «Хамас»?


- В результате выборов в Палестинской автономии к власти пришла радикальная организация «Хамас», которую в США и Евросоюзе считают экстремистской…

- К власти «Хамас» привела война в Ираке. За него проголосовало большинство, и с этим надо считаться. Если «Хамас» изолировать, он радикализуется еще больше, а это ни к чему хорошему не приведет. Конечно, Палестина не очень сильное государство: можно отправить туда бойцов французского легиона или одну американскую дивизию и свергнуть власть, но это не решение. Раз уж западный мир считает выборы демократичной процедурой, надо этого придерживаться.

Посмотрим, чем ответит Израиль. Я не исключаю, что в результате следующих выборов в этой стране к власти тоже придут более радикальные политические силы.

Нечто подобное происходило во времена «холодной войны» между США и СССР. Резкие заявления одной стороны стимулировали военно-промышленный комплекс другой, страны беспрерывно наращивали свою военную мощь. Тогда это называлось «гонкой вооружений», сейчас «гонкой национальной нетерпимости».

Еще одну войну мы не потянем


- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация вокруг Ирана?

- Я не думаю, что Америка ввяжется в войну с Ираном, учитывая, насколько она завязла в Ираке. Но если это произойдет, это станет большой ошибкой. Даже у США ресурсы небесконечны.

Война в Ираке изменила моральный климат в мире. Сегодня страны, которые не очень ладят с Америкой, пытаются завладеть ядерным оружием, потому что если у них будет бомба, американцы на них не нападут. Я думаю, что Иран работает над созданием ядерного оружия.

- По-вашему, заявления главы Пентагона о возможном нападении на Иран – это блеф?

- Не знаю. Но сегодня в США люди не хотят служить. Пентагон в два раза увеличил выплаты тем, кто идет в армию, но и это не спасает…

Если США ввяжутся в войну в Иране, это будет еще одна бесконечная бойня, наравне со Вьетнамом, Афганистаном и Ираком. Это вызовет еще большую неприязнь к Америке со стороны исламского мира.

Мне, как человеку, живущему здесь и считающему себя американцем, от этого становится страшно.

- Отношения США и Европы тоже ведь не идеальны. Главной темой январской сессии ПАСЕ стали секретные тюрьмы, которые ЦРУ якобы оборудовало в странах Евросоюза…

- Демократия тем и отличается от тоталитаризма, что общество интересуется такими вещами.

- Если Европа сможет доказать существование секретных тюрем, это сильно повредит США?

- Это повредит администрации президента США. Будет меньше шансов, что эти люди выиграют следующие выборы. Ну и, конечно, не пойдет на пользу и так не простым отношениям с Европой. Ведь ЕС и США давно соревнуются в том, кто станет главной экономической силой в мире, чья валюта – доллар или евро – выбьется в лидеры.

15.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий