Кто «захватит» дворец президента?

Хотя срок президентства Вайры Вике–Фрейберги истекает только через полтора года, в политических кругах активно идет поиск ее возможных преемников.

Ведь велика вероятность, что нынешний президент оставит эту должность досрочно — если получит выгодное предложение из Нью–Йорка. Как известно, главу латвийского государства называют в числе претендентов на пост генсека ООН. Да, шансов возглавить эту мировую структуру у нее немного, но рискнем предположить, что ВВФ согласилась бы и на другой, более скромный пост в центральном аппарате ООН. Таким образом, сразу после выборов в 9–й сейм может возникнуть острая необходимость в новом президенте ЛР. Партии власти уже присмотрели несколько подходящих (на их взгляд) кандидатур. Как партийных, так и “независимых”. Кто же они, “охотники” за президентским креслом? “Вести Сегодня” из источников в кулуарах власти узнала имена основных кандидатов на “захват” главного кабинета страны.

Итак, сперва в числе преемников на президентский пост следует упомянуть экс–главу МИДа, экс–тень еврокомиссара Сандру Калниете — по существу, единственного на сегодняшний день политика, которого открыто обозначили как претендента на должность главы государства. Но “несчастье” для С. Калниете в том, что она стала партийным кандидатом в президенты. Практика же последних лет в Латвии показывает, что у людей с партийным билетом крайне мало шансов стать президентом. Слишком сильна конкуренция между партиями, слишком велика ревность политиков друг к другу, слишком сильны подозрительность и недоверие партий даже со схожей идеологией. На днях С. Калниете вступила в “Новое время”, и трудно представить, что должно произойти, чтобы те же “народники”, или “священники”, или “зеленые крестьяне” голосовали за избрание президентом ЛР “человека Репше”! Особенно если выборы президента пройдут досрочно, сразу после парламентских выборов. Не будем забывать, что глава государства, по конституции, называет кандидата в премьер–министры.

Когда партбилет — помеха

Если бы не поспешное вступление в партию (видимо, желание попасть в сейм и поднять рейтинг “репшистов” взяло верх над холодным расчетом), то Сандра Калниете могла бы быть почти “идеальным” для Латвии кандидатом в президенты. За ее плечами и большой опыт дипломатической работы, и знание английского и французского языков, она всегда занимала проамериканскую позицию, часто выступала с критикой России… Да и биография г–жи Калниете очень в наше время “подходящая” — родилась в Сибири, в семье репрессированных, активная участница “песенной революции”… Но “близость” с Э. Репше и его партией может стать серьезной помехой на пути к взятию президентского дворца.

Только “тевземцев” нам не хватало! Но партийными являются и три других кандидата на пост президента. Их имена в качестве возможных преемников ВВФ неофициально назывались еще в минувшем году на конгрессе “ТБ”. Речь идет о ветеранах “тевземского” объединения, ныне депутатах Европарламента Гирте Валдисе Кристовскисе, Роберте Зиле и Гунтаре Крастсе. Все они в свое время занимали министерские посты, а г–н Крастс даже был премьером в разгар латвийско–российского кризиса в 1997 году (разгон пенсионеров у Рижской думы и последующая реакция Москвы). Хотя эти “три богатыря” уже вдохнули европейского воздуха, едва ли наши основные союзники в лице Вашингтона и Брюсселя поддержат избрание представителей национал–радикальной партии на пост главы государства. Отметим, что эта партия на днях предложила вообще ликвидировать Управление натурализации! А ведь продолжение натурализации было обязательным условием принятия Латвии в ЕС!

Да и остальные правые партии вряд ли (по перечисленным выше причинам) будут голосовать за явно политически ангажированных претендентов, особенно из “ТБ”. Ведь это косвенное укрепление позиций данного объединения.

“Зеленый” претендент

В числе наиболее вероятных кандидатов на пост президента называют и председателя Совета по высшему образованию, профессора Байбу Ривжу. Но и она человек с конкретными политическими пристрастиями — баллотировалась в сейм и Рижскую думу от “зеленых крестьян”. Ее шансы все–таки оцениваются выше, нежели у “тевземцев”.

Во–первых, г–жа Ривжа почти не выступала с политическими заявлениями, она имеет очень хорошую репутацию в педагогической среде, в системе вузовского образования. Во–вторых, г–жа Ривжа — женщина, а это нынче в политической системе Латвии — большой бонус! Особенно после успешного (в представлении нашей элиты) президентства Вайры Вике–Фрейберги.

Вообще в политических кругах уже создан “образ” самого явного претендента на президентский пост. Итак, следующий президент ЛР должен быть: а) женщиной; б) представителем творческой интеллигенции; в) имеющим опыт жизни и работы на Западе (США, Канада, на худой конец — Западная Европа); г) занимающим явно проамериканскую позицию; д) владеющим в совершенстве английским языком; е) имеющим высшую степень допуска к государственным секретам, в том числе к секретам НАТО. Как вы понимаете, последнее требование абсолютно обязательно, поскольку в нынешних условиях у Латвии не может быть президента, которому спецслужбы по тем или иным причинам отказывают в допуске к гостайне.

В президентском дворце только женщины?

Под эти “стандарты” теоретически подходит писатель и драматург, глава языковой комиссии при президенте Мара Залите — ее имя тоже фигурирует в политических кулуарах в качестве преемника ВВФ. Тем более что ей симпатизирует и сама ВВФ. Хотя М. Залите в прошлые годы и была “засвечена” в акциях “ТБ”, в принципе она публично не высказывалась относительно своих политических предпочтений.

Завершает список женщин–претендентов на президентское кресло наш представитель в суде европейских сообществ Анита Ушацка — опытнейший юрист и преподаватель университета. Ее кандидатура может появиться на последнем этапе президентской гонки, когда предыдущие кандидаты не наберут достаточного количества депутатских голосов и возникнет потребность в совершенно нейтральном человеке. Г–жа Ушацка вполне подходит для такой роли — в политической жизни ЛР практически не участвовала, с партиями не связана (официально), имеет европейский юридический опыт, что нынче крайне важно для Латвии.

Харизматики не требуются

В неофициальном списке кандидатов в президенты можно найти и целый квартет очень известных общественных и политических деятелей–мужчин. Это еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, директор института образа Латвии Оярс Калниньш, экс–президент Академии наук Янис Страдиньш и евродепутат от “ЛЦ” Георг Андреев. Последний, правда, в свое время признался в сотрудничестве с КГБ, что резко снижает его шансы занять президентское кресло.

Отметим, что многие из названных персон лишены всякой харизмы. Но, видимо, на данном этапе для политической элиты важно, чтобы президент не был сильной личностью, — легче манипулировать. Да и в любом случае, сегодня в Латвии наблюдается острый дефицит харизматичных политиков. Поэтому даже если бы представители правящей элиты захотели посадить в президентское кресло интересную, яркую личность, они не смогли бы найти подходящую кандидатуру. Такова реальность.

Процесс выборов президента обещает быть весьма захватывающим. Для начала, впрочем, следует самим избрать парламент — от расклада сил в 9–м сейме во многом и будет зависеть, кто станет следующим президентом.

13.02.2006 , 17:44

"Вести сегодня"


Написать комментарий