Карлис Шадурскис: «От «левых» жду больше конструктивизма»

Выездная бригада «Миллиона» побывала в Сейме. С одной главной целью: встретиться с лидером самой крупной фракции в Сейме Карлисом Шадурскисом, который представляет «Яунайс Лайкс» («Новое Время»). Какова она, власть? Какова реальная политика?

И что ждет в будущем?

Карлис ШАДУРСКИС — одна из самых ярких фигур партии «Яунайс Лайкс» («Новое время»). Он – один из тех, кого запоминают сразу. Почему? Неравнодушие и активная жизненная позиция оседают в памяти основательно и надолго. Карлис Шадурскис был министром образования и науки в самое тяжкое время, когда воплощалась в жизнь школьная реформа. Нашлись крикливые оппоненты в лице отдельных представителей Штаба защиты русских школ. Но министр выдержал проверку на стойкость: сегодня школьная реформа стала неотъемлемой составной частью нашей повседневной жизни, она способствует интеграционным процессам в обществе. Каким же было это время? Чего больше – побед или поражений?
- Разумеется, работа в парламенте – тоже дело интересное, – говорит Карлис Шадурскис. – Но в Сейме происходит позиционное соперничество между фракциями и партиями. А тогда, будучи министром, свою дочь видел рано утром и поздно вечером в постели. В Министерстве – динамичная работа. Тогда решался главный вопрос – получится ли осуществить задуманное? И в значительной степени получилось.
- Самый сложный этап?
- Незадолго до падения правительства Эйнарса Репше. Чиновники ждали, когда же произойдет смена власти. Что-либо воплотить в жизнь было сложно. Но за остальное время сделали очень многое, работали эффективно.
- Теперь для партии «Яунайс Лайкс» подходит время нового экзамена. Выборы для любой политической силы – важнейший экзамен, когда важно доказать обществу свою состоятельность. Если исходить из результатов опросов, то рейтинг и популярность «Нового Времени» достаточно высоки и стабильны уже в течение нескольких лет, фактически – с момента создания партии. Не мешает даже антиреклама конкурентов. Чем Вы это объясняете?
- В стандартной ситуации любому новому правительству предоставляется определенный кредит доверия, который правительство пытается оправдать. В случае с правительством Репше было несколько иначе: нас нередко (и заслуженно) критиковали за горячность и ошибки. Но мы работали. И обществу это нравилось, нас поддерживали. Люди поддерживали наш курс на борьбу с коррупцией, хотя и видели – у нас отсутствуют навыки международной закулисной игры. Мы были проще, поэтому и ближе к народу. И сегодня мы – совсем не боги Олимпа, мы доступны обществу.
- Вероятно, именно поэтому Вам прощают многое, в том числе – и ошибки? В отличие от социал-демократов, факт сотрудничества которых с «левыми» в Рижской думе не забыт и по сей день…
- Социал-демократы имели большой кредит доверия. Но что они сделали в Рижской думе? Ничего. Зато уровень коррупций – высочайший. За что их любить?! Мы же всегда шли и идем к людям с открытыми картами, говорим честно и понятно. Иногда даже себе во вред: конкуренты используют нашу откровенность в корыстных целях.
- Кто будет вашими главными конкурентами и оппонентами на предстоящих выборах в Сейм осенью?
- Конкуренты – те же. Не думаю, что новый Сейм будет сильно отличаться от нынешнего. Может, добавится объединение Первой партии и «Латвияс Цельш». Хотя симбиоз достаточно искусственный: одна партия – крайне либеральная, другая – крайне консервативная, т.е. вода и пламя. Впрочем, эксперимент выглядит достаточно успешным – посмотрим, что будет дальше. Похоже, контуры будущей правящей коалиции достаточно ясны.
- Почему наибольшую конкуренцию для вас часто создают не партии левого фланга, а правящая коалиция? Ведь странно это. Не боязнь ли это крепкого конкурента внутри коалиции?
- Да, не раз схлестывались в соперничестве «Яунайс Лайкс» и «Таутас партия». Что логично: это – две крупнейшие силы с очень схожими партийными программами. Но методы работы крайне разные. Хотя выполняемые задачи – те же. Поэтому и происходят нестыковки. «Левые»? «Левые» в сегодняшнем Сейме не являются конструктивной оппозицией. Сами их предложения уже изначально подразумевают, что будут отвергнуты. При таком подходе у «левых» перспектив нет. Роль вечного оппозиционера – далеко не самая благодарная и лучшая. Нужна многонациональная конструктивная партия лево-центристского толка. Лично я совсем не против видеть в кресле министра русского человека. Но только не выходца из «ЗаПЧЕЛ».
- На всех последних выборах в Сейм появлялась какая- либо новая политическая сила, которая стартовала успешно. Ждет ли нас подобный сюрприз и на сей раз?
- Во-первых, это «Вису Латвияй». Следовательно, борьба на национальном фланге обострится. Второе – региональная партия Айвара Лембергса. Думаю, он попытается преподнести ее как нечто новое. Хотя это очень старая модель. Посмотрим. На прошлых выборах ведь и мы были новыми. Сегодня избиратель – вечный оппозиционер, свой голос за нас уже может и не отдать. И к этому надо быть готовым. Хотя радикальных перемен я не жду.
- Главным «локомотивом» «Нового Времени» на прошлах выборах был Эйнарс Репше. Какие изменения возможны?
- Я уточню: Эйнарс Репше был даже не главным, а единственным «локомотивом». Теперь же мы имеем ряд узнаваемых министров. Поэтому на этих выборах централизации не будет. Ведь Э.Репше создал ярко работоспособную команду личностей.
- Что скажете о министрах «Нового Времени»?
- У нас сегодня шесть министров. Кришьянис Кариньш – министр экономики. Сложный пост. Благодаря его усилиям, принят закон о завершении процесса приватизации. На разворовывании страны под маркой приватизации поставлена точка. И это прекрасно.
Хорошим министром обороны был Эйнарс Репше. Успешно все препятствия преодолевает министр юстиции Солвита Аболтиня. Ведь судебной власти общество привыкло не доверять. Но у нас получается ситуацию выправлять. В том числе – и в образовательной сфере. Во многом благодаря министру Друвиете.
- Одной из главных идей «Нового Времени» всегда был патриотизм. Это привлекало избирателя. Сохраняется ли данная тенденция?
- Что такое патриотизм? Это работа, направленная на то, чтобы граждане Латвии жили хорошо, чтобы имелись успехи во всех сферах – экономической, социальной, национальной. Разумеется, такую направленность мы сохраним и впредь. Нация ведь должна развиваться.
- Думали ли, как привлечь на свою сторону русскоязычного избирателя?
- Да, резерв большой – и ведь два депутата от Латгалии для такой партии как «Яунайс Лайкс» – слишком мало. Нам надо учиться, искать подход к русскоязычной аудитории. Над этим мы работаем. Хотя интеграция общества должна происходить на базисе латышского языка – тут сомнений нет.
- А как насчет Даугавпилса?
- Без предварительных наработок не будет и успеха. Значит, надо пытаться. И «Латвияс Цельш» это доказал. Следовательно, успех вполне возможен. Э.Репше как лидер партии о Даугавпилсе не забывает.
- Сколько же голосов в Сейме необходимо, чтобы владеть контрольным пакетом, чтобы контролировать ситуацию?
- Ответ чисто арифметический: партии правящей коалиции (а таких в сегодняшнем Сейме пять) должны иметь твердое большинство. Причем ни одна из этих партий не должна претендовать на какие-либо эксклюзивные права. Вот главные условия стабильности. Желательно одну-две партии иметь в резерве как потенциал для правящей коалиции в будущем. Конкуренция и запас прочности ведь не мешают.

09.02.2006 , 13:33

Андрис РУКЛИШ


Написать комментарий