Зачем нам музыкальная реформа?

Своим мнением с Телеграфом делятся известные дирижеры

В ближайшее время Кабинет министров должен рассмотреть предложения по реформе организации концертной жизни страны. Как известно, в конце минувшего года Министерство культуры объявило о намерении объединить Латвийский Национальный симфонический оркестр (ЛНСО), Государственный академический хор “Латвия” и вновь создающийся Государственный камерный оркестр (дирижер Нормунд Шне) под эгидой нового ООО Латвийские концерты (Latvijas koncerti). Что вызвало бурные протесты и музыкантов ЛНСО, и многих депутатов Сейма, и деятелей культуры.




Телеграф попросил поделиться своими мыслями о музыкальной реформе известных композиторов, дирижеров, организаторов концертной жизни. Сегодня мы даем слово самому исполняемому в мире современному латышскому композитору Петерису Васксу и руководителю будущего Государственного камерного оркестра, известному дирижеру Нормунду Шне.

Вместе с водой
выплеснули ребенка



Петерис Васкс только что вернулся из Хельсинки. Там два вечера подряд в огромном концертном зале “Финляндия”, вмещающем 1700 слушателей, звучали 2-й фортепьянный концерт Брамса и его 2-я симфония.

— И зал был полный, — рассказывает композитор. — Причем там это норма!

У финнов была большая цель — всеобщее музыкальное образование и воспитание. У руководства нашей образованной лет восемь
назад Latvijas koncertdirekcija не было большой цели, идеи.

А это то, с чего надо начинать, деньги — потом. И руководители новой концертной организации должны прежде всего решить для себя, чего они хотят добиться.

Мне кажется, сейчас каждая сторона отстаивает свои интересы. И в спорах забыли о главном: чтобы наша музыкальная жизнь стала более успешной и не было полупустых залов, чтобы единственный в стране Национальный симфонический оркестр занял должное место в нашей музыкальной культуре, действительно многое нужно менять. А обсуждают в основном то, почему назначили его новых руководителей без конкурса.

— А разве это не законный вопрос?

— Я тоже за то, чтобы не ставить оркестр перед фактом, а обсуждать кандидатуры руководителей вместе с музыкантами. Но необходимо понять, не против кого и чего ты, а за что, чего ты конкретно хочешь.

В будущей организации Latvijas koncerti создается вертикаль власти. Когда не просто объединятся три больших исполнительских коллектива (что усложнит работу каждого из них), но еще и вся концертная жизнь страны будет управляться из этого центра. Что же получится? Опять приедет кто-нибудь один-два раза в год в какой-нибудь город — и уедет. А кто на месте будет работать? В стране катастрофически мало оркестров и музыкальных театров. Ничего нет в Даугавпилсе, где в 50-х был свой музыкальный театр. Такой богатый город, как Вентспилс, не имеет своего хотя бы камерного профессио-нального оркестра. А посмотрите на литовцев! В Клайпеде свой музыкальный театр, в Шяуляе — камерный оркестр, в Каунасе — оркестр и музыкальный театр. У нас вполне хватило бы сил и кадров на свой Латгальский симфонический оркестр, нужна только инициатива и министерства и местного руководства.

Глинка —
наш человек



— Какие плюсы вы видите в начатой реформе?

— Хорошо уже то, что министр культуры вообще сделала шаги на пути к интенсификации музыкальной жизни, новому залу. Хороша идея конкуренции серьезной музыки с поп-культурой. Мне нравится, что новым главным дирижером ЛНСО наконец-то, 30 лет спустя, стал “наш человек”, очень талантливый Гинт Глинка, который будет все время с оркестром. Сегодня ЛНСО находится не в самой хорошей форме, и придется очень много работать, чтобы поднять его уровень. Кстати, неправда, что существует общепринятая мировая практика, когда оркестранты сами выбирают себе главного дирижера. Такой порядок заведен только у нескольких коллективов. А вот, например, Берлинский оркестр хотел видеть своим художественным руководителем Мариса Янсонса, но не получил его.

И нужны новые формы работы. У Гинта Глинки, работавшего восемь лет в Дании, много идей, но прежний директор оркестра, очень хороший композитор Илона Бреге, считает, что она все знает лучше. Нужен тандем директора и художественного руководителя, у Бреге с Глинкой его не получилось. Далдериса, назначенного новым директором, я лично не знаю, но слышал прекрасные отзывы о его деятельности в должности директора оркестра ЛНО.

Почему провинция без музыки?


— Так ли необходим Риге новый зал?

— Чтобы Рига, соответсвенно ее географическому положению, стала действительно музыкальным центром, очень нужен большой и удобный концертный зал, который бы славился своей хорошей акустикой. Новые залы необходимы и в других городах Латвии. Абсурдное положение, когда все наши учреждения культуры, кроме здания Дайлес театра, построены еще до Первой мировой войны! Правда, от многих я слышал вопрос — кому перейдут замечательные старинные Большая гильдия и Зал Вагнера, когда оркестры переместятся под крышу нового концертного зала? Сменят ли они функцию? И не очередной ли передел собственности лежит в основе “музыкальной реформы”?

В будущей новой концертной организации директор ЛНСО должен будет подчиняться кому-то из ее чиновников. Кому? По какому принципу будет разделен общий кошелек?.. Вопросов очень много.

МНЕНИЕ:


Нормунд ШНЕ, дирижер:


— Мне трудно комментировать реорганизацию концертной деятельности, потому что наконец-то создается камерный оркестр, который поддерживается государством, и в этом плане все в порядке. Дать оценку ситуации с ЛНСО не могу — не обладаю полной информацией. Что касается создающегося ООО Latvijas koncerti, то обычно все зависит от работающих в подобных организациях людей.

Новый хороший концертный зал с отличной акустикой Риге, конечно, необходим. О создающемся камерном оркестре. Мы будем репетировать и выступать в Зале Вагнера. Меня пригласили создать этот коллектив на базе моего оркестра Rigas kamermuziki. Состав, конечно, будет меняться, потому что не все музыканты, которые совмещали свою основную работу в других коллективах с выступлениями в Rigas kamermuziki, решат перейти к нам окончательно. А мой Рижский фестивальный оркестр продолжит свою деятельность как совершенно самостоятельная единица.

07.02.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий