Ребенок на продажу

Недавно в республиканской прессе промелькнула информация: молодая лиепайчанка в четвертый раз вернулась из Германии, привезя с собой весьма солидный заработок. Скажете — что же в этом необычного, сейчас чуть ли не половина населения Латвии зарабатывает за границей. Но все дело в том, каким образом зарабатывает. Упомянутая женщина нашла для себя весьма выгодную и несложную с ее точки зрения «профессию» — суррогатная мама.

Что такое суррогатное материнство, сейчас уже известно большинству, но на практике, к счастью, оно остается пока явлением малораспространенным – по крайней мере, в нашей стране. Хотя в целом в мире, по некоторым данным, таким образом рождены уже около 250 тысяч детей. Схема проста: с одной стороны – бездетная пара, мечтающая о ребенке и обладающая достаточными средствами, чтобы осуществить свою мечту в буквальном смысле любой ценой, с другой стороны – молодая, здоровая, но материально малообеспеченная женщина, готовая за солидное вознаграждение выносить и родить генетически чужого ей, зачатого «в пробирке» ребенка. Родить – а потом отдать генетическим родителям, с тем чтобы никогда его больше не увидеть. Другими словами, совершается обычная сделка, где одни получают желанных, к тому же генетически родных детей, а другие – деньги, и немалые. Казалось бы, все довольны – чего же еще? Однако вспомним, что объектом такой купли-продажи становятся живые младенцы, а кроме того – материнская любовь и другие естественные и бесценные человеческие чувства.
Лиепайчанка, оставившая в Германии уже четверых рожденных ею «суррогатных» (но от этого не менее живых, трогательных и беспомощных) малышей, рассказала, что получает за свои «услуги» 10 тысяч долларов плюс по 300 долларов ежемесячно в течение беременности – на питание, одежду, медицинское обслуживание и т.п. Возвращается домой, около года отдыхает и живет в свое удовольствие за счет вырученных денег — а затем снова «на работу». Она ничего не знает (или не хочет знать) о своих «коллегах», однако бесспорно, что они есть. Женщины, считающие суррогатное материнство вполне приемлемым для себя источником доходов. А то, что теперь так легко уехать за рубеж, снимает проблему общественного мнения. Никого не удивляет, что люди едут работать за границу и потом привозят какие-то деньги. А каким образом и за что они получены – кто ж это может проверить. Так что никто и не осудит. Кроме, разве что, собственной совести. Не может же быть, что у всех суррогатных мам она молчит!
Зарубежный вариант устраивает потенциальных суррогатных матерей еще и потому, что официально в Латвии суррогатное материнство запрещено. Однако это не значит, что граждане и жители Латвии не могут стать участниками этого медико-юридического процесса в другой стране. Поэтому не исключена ситуация, когда операция по пересадке эмбриона происходит в заграничном медицинском учреждении, а ребенок рождается у нас. В таком случае суррогатная мать просто оформляет официальный отказ от младенца, а генетические родители его усыновляют. Кстати, так действуют в любом случае, поскольку юридически матерью ребенка считается та женщина, которая его родила, и если суррогатная мать передумает и решит оставить малыша у себя, генетическим родителям будет весьма трудно, а часто и невозможно забрать его через суд. И это еще один негативный момент в суррогатном материнстве. Хотя и неглавный. Главной все же остается этическая сторона вопроса.
И с точки зрения большинства религиозных конфессий, причем даже не только христианских, и с точки зрения простой человеческой морали суррогатное материнство – явление противоестественное и недопустимое. Понятно желание бездетных пар иметь генетически родного ребенка, однако речь ведь идет не о приобретении вещи, пусть самой дорогой и бережно лелеемой, а о человеческих судьбах. К тому же, в такой ситуации вряд ли кто-то решится утверждать наверняка, какую мать считать родной – ту ли, которая дала генетический материал для зачатия, или ту, которая девять месяцев носила ребенка под сердцем, чувствовала, как он растет и двигается у нее внутри, а потом в муках родила его на свет. Трудно поверить, что женщина может быть настолько корыстолюбивой и равнодушной, чтобы ни разу не дрогнуло ее сердце, ни разу не закралась мысль, что она совершает что-то страшное и непоправимое.
А ребенок? Ведь сегодня научно установлено, что крошечный человечек начинает воспринимать мир еще задолго до рождения. Он способен почувствовать, любит ли его женщина, которая вынашивает его во чреве, ждет ли его рождения. Едва появившись на свет, он узнает свою мать по привычному ритму сердцебиения и даже по голосу и успокаивается, слыша их. Психологи считают, что отсутствие любви во внутриутробном периоде развития и ранний отрыв от биологической (т.е. суррогатной) матери весьма чувствительно и негативно скажутся на всем дальнейшем развитии ребенка, а значит, вероятнее всего, и на его судьбе.
Актуальна ли проблема суррогатного материнства для нашего города? Есть ли в Даугавпилсе женщины, выносившие под сердцем чужого ребенка? Выяснить это так и не удалось – и не только потому, что такая информация сугубо конфиденциальна и не подлежит разглашению, но и просто из-за юридической неразработанности этого вопроса. Заведующая родильным отделением ДРБ доктор  Светлана Шипова ответила, что в их отделении не было констатировано ни одного такого случая, но, вместе с тем, не исключено, что врачи могли просто не знать, что роженица является суррогатной матерью – ведь такой вопрос не задается. Заведующая Даугавпилсским загсом  Ирена Фолкмане также не смогла сказать ничего определенного. «У нас таких данных нет и быть не может, – ответила она, – ведь это семейная тайна, которая не разглашается. Да если бы и были такие случаи, вряд ли бы мы знали о них. Возможно, они оформлялись бы просто как адопция ребенка – кстати, эта информация тоже не подлежит разглашению. Хотя знаю, что в других странах, в частности, в Германии, США, суррогатное материнство довольно распространено. Так что может быть, есть оно и у нас, но данных на этот счет нет».
Данных нет. Однако явление существует, в том числе и в Латвии, и не замечать этого невозможно. И сколько бы не обсуждались неоспоримые минусы и якобы существующие плюсы суррогатного материнства, суть его от этого не меняется: женщина рожает ребенка на продажу. И даже безденежье, доведшее ее до нечеловеческого морального состояния, не может быть тому оправданием.

02.02.2006 , 15:32

Елена САНГУШКО


Написать комментарий