Бойтесь равнодушных!

В начале XXI века количество беспризорников и сирот такое, словно только-только мировая война закончилась. Живем-то мы в мирное время, но те, кто давно и прочно сидит без работы, ведут настоящую борьбу за выживание. Зачастую методы далеки от законных. А что делать? Голод – не тетка. Самой страдающей стороной в таких семьях становятся дети. Ну, во-первых, мало кто из родителей, оказавшись не у дел, ведет трезвый образ жизни. А во-вторых...

Без призора

Недавно в Даугавпилсе произошел чрезвычайный случай. Не первый, наверное, но ставший достоянием гласности. Мать двух девчонок – 13-летней Оли и 15-летней Наташи оказалась под арестом. Посадили ее на десять суток за торговлю «круткой». Женщина таким образом зарабатывала себе и детям на пропитание. Девчонки остались одни. Но не это самое страшное. Сейчас на улице холодно, а жилья у них практически нет. Вот уже лет шесть с тех пор, как их выселили за долги, семья то там, то здесь снимает комнаты. В последнее время они жили во времянке на улице Майзницас, возле кольца первого трамвая. Цветочное хозяйство, расположенное там же, расширяется, и времянка стала помехой. Комнатенка маленькая, нетопленая, грязь, из мебели – один грязный ободранный диван. Так что условий для жизни нет никаких, а тут еще мама оказалась на нарах. В общем – ложись да помирай. Как оказалось, что полицейские никуда не сообщили о девчонках – это вопрос. Ведь есть же у нас и соцпомощь, и Сиротский суд. А тут – дети остались на морозе, без жилья и без присмотра.
Я отправилась в Управление социальных дел, чтобы узнать, как такое могло случиться. Главное – это не ахать, и не ужасаться по поводу произошедшего, а сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось. Руководитель отдела социальных услуг семьям с детьми, Неля Ивановска, разделяла мое негодование. Она сказала, что во все участки полиции разосланы списки как их телефонов, так и телефонов Сиротского суда. Если бы полицейские сразу же сообщили о том, что задержана мать двоих несовершеннолетних детей, их ни в коем случае не оставили бы без присмотра. Кстати, был аналогичный случай, когда в Погулянке мать двоих малышей оказалась в похожей ситуации. Работники соцпомощи забили тревогу, не ведая, где двое детей. Оказалось – полицейские отвезли их в инфекционную больницу, никому не сообщив. Так что налицо несогласованность разных служб. Сейчас не только в участки полиции, но и в другие общественные места разосланы плакаты, на которых указаны телефоны, по которым можно звонить, если есть проблемы с детьми. Маловато оказалось, пришлось сделать еще один заказ. Необходимо, чтобы каждый знал, куда обращаться, если увидел, что страдают дети.
(Вот ведь как интересно получается – рецидивисты, на которых пробы ставить негде, зачастую, совершив очередную кражу, или избив человека так, что он надолго оказывается в больнице, отделываются подпиской о невыезде. Дожидаясь суда, частенько вновь совершают разбой, а то и убийство. А тут – раз, и в кутузку. Конечно, торговля «круткой» – дело отвратительное. Мужики спиваются на глазах. Наверное, «точки» надо закрывать и наказывать их содержателей. Но ведь с торговками-то бороться проще. Никто их не оправдывает. Но ведь что интересно – в сеть всегда попадает мелкая рыбешка. А тут еще дети…)
Как рассказала Неля, сейчас девочки в Крауе, в так называемой семье поддержки. Социальный работник поехала туда, чтобы отвезти продукты. Мать на сегодняшний день уже должна быть освобождена из-под стражи. У меня возник вопрос, почему же этой семье негде жить? Всяким спившимся бомжам предоставляют крышу над головой, а здесь женщина с двумя дочками? Странно. Я позвонила руководителю квартирного отдела Марии Линине, чтобы узнать, как же так получилось. Та ответила вопросом на вопрос: «А она у нас была? Хоть сейчас предоставим ей комнату в социальном доме. Там нормальные условия для проживания. А уж детям вообще хорошо – и комната есть для игр, и уроки есть где сделать. Тепло, светло. Но ведь не будешь же за ней бегать и предлагать жилье».

Ушли и не вернулись…

Так что я поняла, что главная проблема – в отсутствии информации. Причем, не только в вышеописанных случаях. Читатели «Миллиона» наверняка обратили внимание, что в последних номерах с удручающей регулярностью печатаются сообщения с тектом: «Ушла из дома и до сих пор не вернулась»… Даже когда читаешь подобное, мурашки по спине бегают, стоит представить, как переживают родственники пропавших. Есть основания предполагать, что в этих случаях обойдется без криминала и жертв. Если только мамы или бабушки не умрут от инфаркта. Много в Даугавпилсе этаких беспечных гуляк. Ни о ком, кроме себя дорогих, у них голова не болит. Хочется гулять и веселиться, а там – хоть трава не расти. Причем совсем необязательно это дети спившихся бомжей. Быают такие бродяги и во вполне приличных семьях. Родители буквально не могут справиться с такими детками. «Чем им можно помочь?» – спросила я у специалиста – Нели Ивановской.
«Чтобы не было таких случаев, когда дети остаются без присмотра, если родители куда-то пропали, чтобы как-то бороться с бродяжничеством – необходимо целенаправленно работать. И не поодиночке, а всем вместе. Представитель муниципальной полиции, занимающийся проблемными подростками много лет,  Андрей Смирнов, предложил объединить усилия. Мы эту идею горячо поддержали. Не откладывая в долгий ящик, создаем команду, в которую должны войти не только мы, муниципальные полицейские и работники Сиротского суда, но и социальный педагог, психолог и инспектор Управления образования Майя Лаздане. Всем вместе легче будет работать и с безпризорниками, и с трудными подростками. Но у подростков есть не только права, но и обязанности. С 1 января 2004 года действует Закон о принудительных мерах воспитательного характера, которые следует применять к детям. Почему бы и нет? Загулял, пропускаешь школу – будь добр, отрабатывай на общественных работах. К примеру, на уборке территории социального приюта или еще где-нибудь под присмотром ответственных лиц. А то родители штраф заплатят, а самому гуляке – хоть бы что. Кстати, несовершеннолетних можно принудительно лечить от алкогольной и наркотической зависимости. Трое пацанов из Даугавпилса уже лечились в реабилитационном центре «Яунпиебалга», который находится в Цесисском районе. Причем один несовершеннолетний алкоголик из вполне приличной семьи, леченья не выдержал и упросил мать его забрать оттуда. Сейчас вроде держится. Готовят к отправке на принудительное лечение еще двух мальчишек и одну девочку. Число неблагополучных семей не уменьшается, так что нам просто необходимо объединять усилия. Ведь я перечислила только часть проблем. Немало детей страдают от насилия в семье. Конечно, если речь идет о сексуальном насилии, то ребенка отдают опекуну. Но ведь зачастую его дома просто лупят, орут постоянно. Есть и эмоциональное насилие, когда родители меж собой живут, как кошка с собакой – дерутся, скандалят на глазах у детей. Пьют беспробудно. С детьми из таких семей работают и психологи, и социальные педагоги. А потом им приходится возвращаться в тот же омут. Детей исправить трудно, а взрослых почти невозможно. Когда ситуация становится критической, родителей лишают родительских прав».
Проблемы, проблемы, проблемы… Конечно, объединяться необходимо, чтобы не было у «семи нянек дитя без глазу». Но вот, кого я не могу понять, так это полицейских, которые, зная что мамашу арестовали, даже не поинтересовались – не погибнут ли без нее дети.

Если вы узнали, что кто-то из детей попал в сложную ситуацию – звоните по любому из указанных ниже телефонов:
54-23641, 54-24453, 54-76794, 54-76791, моб. тел. 6800580, 54-04337, моб. тел. 9477790, 54-07439, моб. тел. 9591149.

06.12.2005 , 10:31

Наталья Астратова


Написать комментарий