Кто поддержит латвийского экспортера

Посольства и представительства могли бы работать поактивнее

На следующей неделе латвийские внешнеэкономические представительства снова
собираются встретиться с местными бизнесменами. Но есть ли им о чем
рассказать?



Строители торговых мостов
За границей интересы латвийских предпринимателей представляют организованные при Латвийском агентстве инвестиций и развития (ЛАИР) представительства по внешнеэкономической деятельности, а также посольства нашей страны. В начале декабря все руководители внешнеэкономических миссий собираются в Риге на регулярную встречу с местными бизнесменами, чтобы рассказать им о своих услугах. Похожая встреча уже проходила в июне нынешнего года. Но кроме сообщений о высоком интересе со стороны бизнесменов никаких более осязаемых плодов не принесла. <table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“left” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-left:0px; margin-right:5px;” width=150>Крокодил не ловится, не растет кокос…
В то же время латвийские экспортеры очень часто жалуются, что интересы Латвии на внешних рынках представлены слабо, поэтому бизнесу приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. Классический пример того, что подобная деятельность может быть успешна, демонстрирует посольство Литвы в Латвии, которое очень активно работает со своими предпринимателями.
Как бы то ни было, но экспорт Латвии — и в абсолютных цифрах, и в пересчете на душу населения — заметно уступает Литве и Эстонии (см. график). С чем это связано? У нас бизнесмены все больше домоседы, им нечего продать за границу или поддержка экспорта — как на уровне МИДа, так и ЛАИРа — оставляет желать лучшего? Телеграф попросил прокомментировать деятельность внешнеэкономического корпуса латвийских чиновников самих экспортеров.




Мнения



  • Арнольд БАБРИС, председатель правления Brivais vilnis:
    — С 2000 года Латвия экспортировала шпроты на сумму 131 миллион латов. Это больше, чем любых других пищевых продуктов. В связи с этим хотелось бы, чтобы работники наших посольств, экономические атташе и представители других организаций активнее рекламировали шпроты как латвийский национальный продукт.
    Впрочем, иногда посольства нам помогали. Особенно это касается России, один из последних примеров — пищевая выставка World food 2005, проходившая недавно в Москве. Однако желательно, чтобы посольства и представительства помогли нам выйти на новые рынки, на которых мы вообще не представлены. В частности, наладить контакты с крупными торговыми сетями. Работники посольств и других организаций, представляющих интересы Латвии, могли бы поактивнее общаться с местным бизнесом и продвигать на рынке латвийские шпроты. За счет этого можно сделать хорошую рекламу как государству, так и помочь нам.
    Что же касается семинаров и других подобных мероприятий, то они малоэффективны. Лучше работает принцип личного контакта.
    Кстати, из прежнего опыта могу сказать, что когда в Латвии проводятся какие-то крупные тендеры, в которых представлены большие компании, работники посольств Великобритании, Франции и некоторых других тщательно отслеживают ход событий и лоббируют интересы предпринимателей своих стран. То есть они действительно демонстрируют свою заинтересованность. 

  • Роланд ГУЛБИС, председатель правления АО Latvijas balzams:
    — Так как внешние экономические представительства Латвийского агентства инвестиций и развития находятся только в нескольких государствах, именно посольства часто являются единственной поддержкой в той или иной стране. Важно то, чтобы их работники были достаточно образованны, чтобы понимать потребности предпринимателей, и главное — настроены это делать. Для этого им нужно постоянно следить за нововведениями в мировой экономике и самим предлагать латвийским предпринимателям пути развития бизнеса.
    Посольства должны предлагать поддержку в решении коммерческих споров, помогая своим предпринимателям в тяжбах с местными субъектами. Например, помогать понять специфику судебной системы конкретной страны и существующее бизнес-законодательство. Дипломаты также должны лучше знать и так называемые неписаные законы политики и бизнеса определенного государства.
    Латвийским посольствам за рубежом необходимо уделять внимание тому, не появились ли на рынке конкретного государства подделки латвийского товара. В таких случаях нужно информировать как соответствующие латвийские предприятия, так и местные власти.

  • Эрвин БУТКЕВИЧ, заместитель председателя правления Kalnozols celtnieciba:
    — У нас всегда были хорошие деловые отношения с посольствами Латвии в тех странах, где приходится работать, — в Германии, Норвегии, России. От дипломатов мы получаем нужную информацию и иную поддержку. Так что в этом смысле и пожелать вроде бы нечего. Единственное, чего хотелось бы, — это создавать добрососедские человеческие отношения с Россией. Хотя это пожелание, наверное, не к МИДу — недружественный фон здесь создают политики, это игра за голоса избирателей. А насчет семинаров и обмена опытом — мы готовы сами поделиться с кем угодно своим опытом по освоению рынков других стран.

  • Юрис ЙОНАЙТИС, президент Laima и Staburadze:
    — В последнее время можно наблюдать положительные тенденции в деятельности МИДа, направленной на содействие латвийскому экспорту. Однако каких-то результатов можно достичь только если компания сама не боится и старается выйти за пределы Балтийского региона. Любая поддержка в таком случае уже хороша, но сама по себе она не может быть гарантией успешного экспортного бизнеса. 

  • Индра КРИЗУС, директор BFDF (работают под маркой Baltic Furniture Design Factory):
    — В наши внешнеэкономические представительства мы не обращались. Дело в том, что у нас очень специфический рынок, мы продаем мебель для школ и других заведений общественного сектора. Здесь надо общаться с архитекторами и другими специалистами, на которых мы выходим своими силами. Что наши дипломаты теоретически могут предложить? Во-первых, представительства Латвии должны располагать базами данных по отраслям каждой страны. Во-вторых, представительство может помочь с помещением для организации встреч, которые проводит латвийский бизнесмен, выехавший за границу. Кстати, поддержка представительства повышает статус латвийской фирмы в глазах иностранных бизнесменов.

Опрашивали Ирина ВАСИЛЬЕВА,
Елена РЫЛЕЕВА,
Павел КИРИЛЛОВ,
Ким КОСМАЧЕВ

29.11.2005 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий