Опасные игры

Школьная реформа бодрой поступью шагает по стране. А тем временем знания учеников катастрофически ухудшаются. Родители, обеспокоенные отрицательными результатами учебы, остаются один на один со своей проблемой. Помочь их детям не в силах никто - все старательно выполняют закон.


10-й класс Даугавгривской средней школы написал первую постреформенную контрольную по биологии. Итог печален: одна пятерка, остальные оценки – 4, 3, 2, 1…


По ложному следу


…Елена Завьялова, мама десятиклассника Ивана, увидев у своего сына тройку за диагностическую работу по биологии, пришла в ужас. Ведь в прошлом году, когда предмет преподавался билингвально, а фактически – на русском, Иван учился на девятки. Дома мальчик сказал, что на контрольной никак не мог разобраться в тонкостях заданий, написанных по-латышски, несколько раз обращался за разъяснениями к учительнице, но чрезмерно докучать ей постеснялся.

Елена поинтересовалась, как написали одноклассники сына. Результаты оказались шокирующими: на весь класс всего одна пятерка, несколько четверок и масса троек, двоек и единиц. Выходит, три месяца реформы попросту оказались для учеников пустыми, никаких знаний по биологии они за это время не получили.

На днях обеспокоенная Завьялова позвонила в «Час» и пригласила нас на плановое классное собрание, где она вместе с другими родителями собиралась поднять вопрос о вопиющих результатах контрольной по биологии и о качестве преподавания в целом. Приглашены также были и депутаты Рижской думы от ЗаПЧЕЛ Виктор Дергунов, Геннадий Котов и Владислав Рафальский.

В среду к назначенному часу журналисты и народные избранники прибыли в Даугавгривскую среднюю школу. Мама Ивана ждала нас на улице.

- Странно, – с недоумением сказала она, – собрание было назначено на 19.00, а нас в школу не пустили, сказали полчаса погулять…

…Позже выяснилось, что те родители, которые не собирались «выступать» на тему биологии, спокойно пришли в школу к семи часам и, никем не остановленные, разбрелись по учителям-предметникам, чтобы тет-а-тет побеседовать об успехах своих любимых чад. Форма индивидуальных родительских собраний успешно практикуется в некоторых школах города, только называется иначе – «День открытых дверей». И обычно родителей извещают о таком событии заранее, чтобы они могли полностью освободить вечер для личных бесед с учителями. По признанию мам, в Даугавгривской школе такое общение с педагогами происходило впервые.

Трудно избавиться от впечатления, что это было сделано специально, дабы избежать ненужного выброса коллективных эмоций и сгладить остроту проблемы. Ведь кто должен взять на себя ответственность за эти двойки? Учителя. Администрация школы. Те самые люди, которые накануне введения реформы бодро рапортовали департаменту и министерству, что к переменам готовы. А что же говорить теперь? Как смотреть в глаза родителям?

Наши двойки – ваши двойки!


Всего несколько мамочек, которых так и не удалось пустить по ложному следу, вошли вместе с нами в кабинет биологии, где в одиночестве сидела милая девушка – учительница Оксана Федоровна. Казалось, она даже не понимает, чем обязана вниманию столь представительной делегации. На помощь молодой коллеге пришла завуч школы и преподаватель физики Елена Николаевна Торбенко.

- Скажите, вас не удивили такие низкие оценки контрольной работы в 10-м классе? – обратился к молодому педагогу Виктор Дергунов.

- В общем-то нет, – пожала плечами Оксана Федоровна. – Для первых месяцев реформы это нормально. То же самое было в десятых классах и в прошлом году. Но потом дети начали привыкать к новым условиям, и постепенно их знания выровнялись.

- А вас не смущает, что на исходе полугодие – с какими же результатами ученики окончат семестр? Не кажется ли вам, что эти двойки – прежде всего ваши двойки?

- В прошлом году у меня было то же самое по физике, – включилась в диалог Елена Николаевна. – Хотя свой предмет я преподаю по-русски. Вы не представляете, как все они скатываются в 10-м классе! Их интерес почему-то направлен не на учебу. Шумят, мешают работать…

- Ну конечно, сейчас во всем обвинят наших детей! – возмутилась Елена Завьялова. – Хотя всем очевидно: как только перешли на латышский, оценки снизились, знания упали. В прошлом году мой сын знал биологию на девятку, а сейчас даже не смог понять условия заданий. И это при том, что накануне контрольной мы с ним вместе повторяли материал и он прекрасно отвечал. Если до них не доходит суть предмета, им только и остается, что шуметь…

- А я вообще удивляюсь, как с таким низким уровнем преподавания государственного языка можно обучать их на латышском, – тихо заметила другая мама. – Как ни спросишь, все время «не задано», дисциплины на уроках никакой, учитель ничего не объясняет. Вы сначала обеспечьте нормальным учителем по латышскому, а уж потом переводите на него предметы! Хорошо если ребенок неплохо владеет латышским – тогда он способен хоть как-то уловить суть предмета. Но когда он владеет языком слабо, он не в состоянии понять науку, которая на нем преподается.

- Если у вас есть хорошие учителя латышского, приводите их к нам, мы вам спасибо скажем, – заметила подоспевшая на шум-гам еще одна школьная учительница.

Привыкайте… быть дураками?


Оксана Федоровна призналась, что фактически преподает биологию билингвально. Объясняет она в основном на русском, а ведут тетради ученики на латышском, на госязыке дается и терминология. Кроме того, дети имеют возможность готовиться дома на родном языке – учебники у них есть, а в классе работа идет по латышскому учебнику. Но даже с учетом этого десятиклассники не смогли разобраться с заданием.

- Но им же надо как-то привыкать к тому, что предмет на латышском…

- Зачем им к этому привыкать? – зашумели мамы. – Вы сами как педагог считаете это правильным?

Бедные наивные наши мамочки! Да кто ж из педагогической интеллигенции нового поколения посмеет вслух осудить принятый закон государства?

- Я считаю это правильным, – ответила Оксана Федоровна. – Потому что это возможно. В 12-м классе им сдавать экзамены…

…Характерно, что уважаемые педагоги оказались совершенно не в курсе того, что майским решением Конституционного суда ЛР с 2007 года 12-классники имеют право отвечать на централизованных экзаменах и на родном, русском, языке. Трудно представить, что профессионалы, которых непосредственно касался этот громкий судебный процесс, даже не удосужились ознакомиться с его итогами.

Кроме того, централизованный экзамен по биологии в этой школе выбирают единицы: в прошлом году набралось лишь пятеро из двух классов…

- Вообще мы здесь не затем, чтобы в чем-то обвинять учителей, – сказала Елена Завьялова. – Мы пришли сказать вам, что учиться на латышском нашим детям очень трудно. Жаль, что администрация школы скрывает проблему и не хочет помочь нашим детям, ведь их мотивация к учебе будет с каждым годом падать. Директор Ольга Анатольевна даже спряталась от нас, закрывшись в своем кабинете… Но ведь нам надо как-то вытаскивать эту проблему, спасать наших детей!

- Просто вы здесь об этом говорить не должны, – строго заметила завуч. – Идите в министерство, ведь вы знаете, что будет со школой, если она откажется выполнять закон, а учителя тут начнут обсуждать, хороша реформа или плоха. Всех просто поувольняют и школу закроют.

- Если у вас получится, вытаскивайте эту проблему! – улыбнулась Оксана Федоровна. – Я буду рада за вас. А потом и за себя.

…После этой несчастной контрольной Завьялова написала письмо на имя директора с просьбой во время проверочных работ обеспечить ученикам перевод заданий на русский язык. Через десять дней поинтересовалась, когда можно прийти за ответом. Директор не скрывала своего удивления: а на что же здесь отвечать?

…С тяжелым сердцем мы покидали школу. Не хочется упрекать учителей в трусости и малодушии. Понятно их уязвимое и зависимое положение. И все же по-прежнему странно и дико видеть Учителя на полусогнутых: в такой позе трудно чему-нибудь научить.

А впрочем, надо ли? Ведь собирать клубнику и упаковывать цветы на британских или ирландских просторах можно и с тремя классами образования…

25.11.2005 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий