Вслед за солью пришло время цемента

В Латвии наблюдается очередной ажиотаж: в строительных магазинах сметают с полок цемент, что уже привело к росту цены на него. Пока только на несколько сантимов. Нормализуется ли ситуация с окончанием сезона строительных работ? Разбираясь с этим, «Час» выяснил: в ближайшие годы дефицит сохранится.


Объяснение этому ажиотажу пытаются найти в бурном росте строительных работ в стране и… в особенностях теплой, сухой осени. На самом деле причина ажиотажа чисто рыночная.

У нас в Латвии единственный цементный завод – Броценский, и принадлежит он компании Cemex. Сам естественный монополист объясняет дефицит цемента снижением его импорта из Литвы, Эстонии и Белоруссии. А это, в свою очередь, связано с тем, что цемент наших соседей неожиданно пошел в Россию.

Кто виноват?


«Руки Москвы» в этом, разумеется нет, а есть более высокая закупочная цена: Россия много строит и денег на это не жалеет. Поэтому первыми цемент в Россию начали активно продавать белорусы, сократив поставки и в Латвию, и в Литву. Почувствовав дефицит в собственной стране, литовцы ограничили поставки в Латвию, причем все соседи и партнеры сделали это мгновенно. Латвия оказалась крайней…

Судите сами: еще в конце лета доля цемента Cemex в Латвии составляла 62%, доля компании CBR Heidelber – 29%, доля Akmenes cementas – 7% и доля белорусского цемента – 2%. И хотя в сентябре доля Cemex увеличилась до 71%, зато доля CBR Heidelber снизилась до 21%, белорусского цемента – до 3%, а цемента от Akmenes cementas – до 0,5%. Как видно, больше всего сократился импорт цемента из братской Литвы. Несмотря на то, что Cemex владеет 34% акций предприятия Akmenes cementas, повлиять на решение литовцев наши не могут – нет контрольного пакета.

В итоге общий дефицит цемента в Латвии составил всего 4,5%, но он совпал с форс-мажором – с «теплой осенью», и началась паника.

То есть не «рука Москвы», не сговор, а лишь чистой воды рыночные отношения сыграли с латвийскими строителями злую шутку. Хотя в Броцены работают на пределе мощности и весь цемент идет только в Латвию, избавиться от дефицита нереально, потому как поздно.

Что делать?


Сам председатель правления Cemex Юрис Рейсонс с грустью отметил, что дефицит сохранится и в следующем году. Он пояснил, что в Броцены могут производить цемента намного больше, но при условии завершения расширения производства, которое потребует двух-трех лет и 29,2 миллиона латов.

А пока в связи с дефицитом цемент сметают не только с полок магазинов. Бетонные заводы компании MB betons grupa по всей Латвии работают уже только на 50- 60% мощности, уверил председатель правления компании Нормунд Хорстс. По его мнению, поскольку производство цемента увеличится только через два года, то его дефицит неизбежно приведет к взлету цен, в том числе и на строительные работы в целом. Крупная строительная компания Re&Re уже почувствовала этот дефицит, особенно на тех объектах, где ведутся объемные бетонные работы.

В связи со сложившейся ситуацией премьер Айгарс Калвитис дал министру экономики Кришьянису Кариньшу два поручения. Первое: разобраться с естественным монополистом – Броценским цементным заводом, который вовремя не провел реконструкцию и расширение, а потому не справился с перемалыванием известняка, которого вокруг завода лежит 50 миллионов тонн, чего ему хватит молоть еще лет 50. Второе: немедленно объявить международный тендер на строительство в стране новых цементных заводов. Однако надо признать, что обе меры нынешнего кризиса завтра не решат.

19.10.2005 , 11:06

chas-daily.com


Написать комментарий