Заправочный пистолет у виска

На небосклоне топливного рынка сошлись сразу три фактора, способных взвинтить цены. Это мировые тенденции удорожания, тревожные ожидания остановки Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода и, наконец, создание резервов горючего, что вскоре станет обязательным для всех игроков латвийского рынка.


Мажейкяй: пожалуйста, без остановок

“Телеграф” попросил прокомментировать ситуацию президента Латвийской ассоциации торговцев горючим Ояра Карчевскиса. Первой по значимости из названных проблем он назвал обстановку вокруг ЮКОСа и его дочернего предприятия Maњeikiu nafta, из которого к нам поступает 70% бензина и 20% солярки.

По словам Карчевскиса, остановка производства на заводе будет иметь печальные последствия. Технологический цикл здесь таков, что для того, чтобы снова запустить производство, понадобится дней десять. этого вполне достаточно, чтобы дефицит относительно дешевого топлива мы прочувствовали в полной мере.

“Аль-Каида”, ЮКОС и другие

Дефицит топлива в планетарном масштабе также предсказывается из-за стремительного экономического роста Китая и Индии. Призрак “Аль-Каиды”, ЮКОС, забастовки нефтяников в Норвегии и Нигерии, напряженность на Ближнем Востоке и другие факторы заставляют цены на нефть бить все рекорды.

Цена за баррель на международной нефтяной бирже IPE в Лондоне для сентябрьских фьючерсов во вторник выросла до 40,75 USD. Потребителей со всех сторон пытаются успокоить, что волна подорожания до нас докатится не сразу. Однако, по словам Карчевскиса, в Латвию уже прибывают оптовые партии по новым расценкам. Соответственно, розничные цены могут повыситься в любой день, хотя торговцы стараются не делать этого, оглядываясь на конкурентов и памятуя о низкой платежеспособности населения.

На вопрос “Телеграфа” о том, как влияет рост цен на обороты и выручку торговцев горючим, президент ассоциации дал однозначный ответ: они падают.

На усмотрение Брюсселя

Что касается стратегических запасов, то, по словам Карчевскиса, сейчас расходы на их создание еще не в полной мере отражаются в цене на заправочных станциях. В эти дни на повестке дня Кабинета министров находятся поправки к правилам создания этих резервов. И если ранее “почетной” обязанностью делать запасы были обременены лишь импортеры, то после принятия правил обяжут запасаться всех торговцев. Что также не сделает топливо дешевле, а как раз наоборот.

Кстати, о резервах. “Телеграф” поинтересовался у Ояра Карчевскиса, сможем ли мы пользоваться ими в “случае чего”, например, если Мажейкяйский завод остановит производство. Ответ был отрицательным. Дело в том, что эти резервы Латвии как бы и не принадлежат, они “не являются латвийскими материальными ценностями”. И распоряжаться ими может только Брюссель по особому на то распоряжению. Другими словами, заливая бензин в бензобак своей машины, мы платим и за создание запасов, которыми сами пользоваться не сможем.

05.08.2004 , 15:07

"Телеграф"


Написать комментарий