Захарьин: Пришлось сделать все, чтобы защитить свою семью

фото: delfi.lv
фото: delfi.lv

Крупнейший акционер Liepājas metalurgs Сергей Захарьин в интервью DELFI рассказал о развитии ситуации на предприятии, отношениях с кредиторами и другими акционерами, переписывании имущества на родственников и многих других аспектах "металлургической саги".

- Вы заявили, что действия Экономической полиции мешают вам спасти Liepājas metalurgs, говорили также, что готовы отдать ваши акции государству за 1 лат. Чем именно мешает Экономическая полиция?

- С моей стороны договор подписан. Замечу только, что нанятый правительством консультант, компания Prudentia, так и не смогла представить моим юристам доверенность, позволяющую им подписать этот договор.

К сожалению, в данный момент я связан подпиской о неразглашении следственной информации. Поэтому не могу детально рассказать, насколько смехотворны факты, изложенные в абсолютно лживом заявлении г-на Липмана, на основании которого и возбуждено уголовное дело. Могу сказать только одно - речь идет о событиях 12-летней давности. По гражданскому делу срок давности скоро истекает. Поэтому и появился этот заказ, иначе, я это уголовное дело назвать не могу.

Что до Экономической полиции, то здесь все очень просто. Я в последние месяцы вместо того, чтобы обсуждать с инвесторами конкретные темы (объем инвестиций, расчет убытков/прибыли, оптимизацию расходов, новые рынки сбыта, тарифы на электричество), отвечаю на вопросы: почему был обыск, акции арестованы или нет, какие у нас будут риски, если мы эти акции получим, есть ли у вас вообще полномочия разговаривать с нами. Самое неприятное – это санкционированные утечки информации

Какие тут инвестиции, если мне через день приходиться объяснять, что мы не предлагаем билет на войну, мы предлагаем участвовать во взаимовыгодном спасении современного металлургического предприятия. Или такой конкретный пример. Моего коллегу Илью Сегаля Prudentia пригласила обсудить с "клубом кредиторов" план спасения Liepājas metalurgs. Пригласила как кого? Как акционера? Или как члена правления? Как член правления он не может. Полиция запретила ему занимать такую должность, Кто ответит на этот вопрос?

Пойдешь разговаривать кредитором или инвестором – милости просим на нары, так получается? Скажу одно – все это делается, чтобы исключить меня и г-на Сегаля из переговорного процесса, все это делается в интересах Липмана. А он ничего про Liepājas metalurgs не знает, он ничего, кроме вреда, компании не принес.

- Достаточно ли в вашем распоряжении ресурсов, чтобы спасти Liepājas metalurgs, вложив как минимум 10 млн. латов?

- Сначала ремарка. 10 миллионов это декларативная цифра. Министр экономики вряд ли может ее обосновать. И такая деталь. Я самый крупный акционер, пакеты акций господ Сегала и Липмана меньше. Почему все должны платить солидарно?

Теперь по сути. Мы бы не стали просить помощи, если могли бы справиться сами. Мы можем пытаться привлечь такие средства, привлечь инвесторов. Но нужны совместные усилия всех сторон: правительства, кредиторов, акционеров и потенциальных инвесторов. Ситуация на рынке беспрецедентная, кризис глобальный, сколько он продлиться пока не ясно. Собственно, это признала и Еврокомиссия в своем недавнем меморандуме.

По сути все упомянутые мною стороны должны ответить на вопрос, а нужен ли нам Liepājas metalurgs. Правительству - как один самых крупных налогоплательщиков и работодателей в стране. Кредиторам - как надежный партнер, который вернет деньги. Акционерам и инвесторам – как предприятия, которые принесет прибыль. Мой ответ – да. Я верю в Liepājas metalurgs.

- Вы и Илья Сегаль переписали имущество на родственников. Не вызывает ли это сомнений в ваших намерениях?

- Напомню, что в обеспечении иска г-на Липмана, были арестованы принадлежащие г-ну Сегалю акции Liepājas metalurgs. Когда иск будет рассмотрен по существу - неизвестно. Чтобы еще пришло в голову арестовать этому господину?

Так что мы защищались. От рейдерского захвата, который осуществляет Киров Липман. О чем, кстати, мы проинформировали правительственного консультанта Prudentia. Жаль, что эти шаги были принципиально неправильно истолкованы.

- Какие конкретно возражения у вас есть к предложению клуба инвесторов?

- О полномочиях Prudentia я уже говорил. Там такие юридические вещи, вытекающие из Гражданского кодекса. Моим юристам представляется, что этот документ вступает в противоречие с ним. Ну, например, почему, отдав акции государству, я неопределенный срок должен непонятно за что отвечать. Закон такого не предусматривает.

- Получила ли Госкасса полную информацию о финансовом состоянии Liepājas metalurgs?

- Абсолютно вся информация доступна. На LM давно работает представитель Госскассы. Аудиторы из Ernest&Young тоже проверили все. Результаты их работы, кстати, в интернете появились раньше, чем мы получили их отчет.

- Как вы прокомментируете появившуюся в СМИ информацию о возможных манипуляциях, направленных на оптимизацию НДС?

- Никак. Если бы такие факты были, были бы уголовные дела. Мне о них ничего неизвестно. Может, что происходило у клиентов, но их больше ста. Каждого не отследишь.

- Получали ли вы угрозы со стороны представителей Tolmets или других сторон? Сообщали ли вы об этих угрозах правоохранительным органам?

- Не хочу отвечать на этот вопрос. Скажем так, мне пришлось принять все необходимые меры, чтобы защитить свою семью.

- В чем причина вашего конфликта с Кировом Липманом?

- Конфликта нет. Речь идет о банальном шантаже с его стороны. Это гражданско-правовой спор. Суд разберется.

- Какова ситуация с работниками Liepājas metalurgs – сколько человек уволено с начала года, сколько еще планируется уволить?

- Согласно решению правления от 10 апреля, штаты должны были быть уменьшены на 10 процентов, то есть на 218 штатных мест. На данный момент реально сокращены 56 штатных мест.

- Вы говорили, что честный бизнес в Латвии невозможен. Считаете ли вы, что вам удавалось вести его честно?

- Я сказал, что "события последнего времени все больше убеждают нас в том, что честный бизнес в Латвии невозможен". Пока все подтверждается.
Что касается второй части вопроса (а он из серии "бьете ли вы еще свою жену?"), отвечу вопросом. Смог бы я и мои коллеги построить одну самых крупных компаний в стране, акции которой котируются на бирже, а продукция экспортируется по всему миру, если был временщиком или мошенником?

- Как неприятности с Liepājas metalurgs повлияют на финансовое положение футбольного клуба?

- Это очень больной вопрос. И речь не только футболе, есть и хоккей, школа, в которой тренируется 600 детей. Liepājas metalurgs тратил в год на эти социальные проекты (а спорт в Латвии, в моем понимании, прежде всего вещь социальная) конкретные деньги. Будем стараться все сохранить. В каком объеме, сказать не могу.

- Связываете ли вы свое будущее в бизнесе с Латвией? Как долго вы планируете активно заниматься бизнесом?

- Мой бизнес, вся моя жизнь, это Лиепая. Буду делать все, чтобы завод жил.


Написать комментарий