Седовласые гимназисты

Вчера в Доме Рейтерна под эгидой Балто-славянского общества прошла традиционная встреча выпускников русских довоенных школ. Седовласые гимназисты и гимназистки выпусков конца 1930-х - начала 1940-х за чаем под русскую музыку рассматривали старые школьные фотографии и фотографии внуков и правнуков, вспоминали своих учителей, обсуждали злободневные проблемы сегодняшней Латвии.


Русская школа пережила Улманиса и Сталина. Выживет и сейчас…


Самым «зеленым» на слете выпускников был 78-летний Александр Тимофеевич Емельянов, символически окончивший школу 9 мая 1945 года. Во времена Улманиса он учился в основной школе. По малолетству давления со стороны латвийской власти не чувствовал, но помнит рассказы старших о сокращении финансирования русских гимназий. Из 13 частных гимназий осталась всего одна.

Период нацистской оккупации его семья провела в эвакуации. После того как вернулся в 1944 году, оказалось, что часть знакомых ребят воевала в Красной армии, другие распространяли листовки, помогали бежать военнопленным. Многих призвали в Латышский легион СС. Некоторым удалось отсидеться на хуторах, кто-то оказался на фронте.

- Не думаю, что они там особо старались воевать, но все равно себя запятнали. Так что многие потом, скрываясь от возмездия, оказались на Западе, – рассказывает Александр Тимофеевич.

Ему хорошо известна семья, где старший брат пошел в красные партизаны, а младшего забрали в легион. Он потом оказался в Англии. После смерти Сталина братья восстановили связь и переписывались. «Такой удел ожидал не только латышские, но и многие русские семьи».

У Александра Емельянова сердце болит за происходящее сейчас с русской школой.

- Похоже, у депутатов, принимающих непродуманные законы, нет ни малейшего представления о педагогике, – вздыхает седовласый гимназист. Но заканчивает на оптимистической ноте: – Русская школа выстояла при Улманисе, пережила Гитлера и Сталина, переживет и нынешние времена.

Выпускница непростого 1942 года Елена Дмитриевна Чернобаева хорошо помнит, как менялись «флаги на башнях»: в 1940-м – красно-бело-красный на советский, потом германская свастика – и снова серп и молот.

- При Улманисе все катилось по привычным рельсам, а вот в 1940-м среди преподавателей появилось много новых лиц. Примечательным образом они остались и в гитлеровские времена, – вспоминает гимназистка 1940-х.

В отличие от времен Улманиса, при Гитлере преподавание велось на русском языке. Обязательным считался немецкий язык, английский и латынь были по выбору, а латышским можно было пренебречь.

Одна из организаторов слета старых русских, Ираида Васильевна Горшкова, окончила Русскую правительственную гимназию в 1938 году. Она жалуется, что из года в год все больше редеют ряды выпускников. Времена Улманиса она вспоминает по-доброму:

- Хотя русские школы и закрывались, но образование было на очень высоком уровне. Латышский преподавался каждый день с самого первого класса. В гимназии на нем преподавали географию и историю Латвии. Так что мы все отлично знали латышский. Без этого было невозможно окончить школу – запросто исключали или оставляли на второй год.

По словам председателя БСО Елены Ярошевской, подобные гимназические встречи устраиваются уже 10 лет и стали доброй традицией. Общество организует концерты русской музыки, выставки детского рисунка и другие культурно-просветительские мероприятия. В ближайшее время в ампирном интерьере дворца Межотне пройдет вечер, посвященный жизни и творчеству Чайковского.

21.09.2005 , 11:06

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий