Интервью с Аскольдом и Эдгардом Запашными

фото: Алена Хватова, из архива артистов
фото: Алена Хватова, из архива артистов

Generation next. Легендарные, масштабные. Из всего семейно-циркового конгломерата Запашных эти двое парней - Аскольд и Эдгард, стоят величественным особняком.

Путают ли их до сих пор, «дружат» ли они с «телевизором», не «съела» ли их всероссийская слава и как делать цирк на «пять с плюсом».

Каждое шоу у Аскольда и Эдгарда Запашных стоит примерно десять млн. евро. Дорогое удовольствие давно вышло за рамки рядового ревю, набора программ, связанного невнятной драматургией. Как отмечают братья, их шоу - больше, чем просто цирк. Будь то «Садко», «Камелот» или новое «К.У.К.Л.А», с успехом идущее сегодня в Петербурге. Здесь давно работает киношный принцип "3D", когда яркость действия, костюмов, осмысленность сюжета идет наравне с работой животных и цирковой акробатикой. 

Скажите, что такое современный цирк? Изменился он с советских времен?

Аскольд: Современный цирк - прежде всего адекватность, ориентация на пресыщенного разнообразными формами развлечения зрителя. Выпустить на арену животных и показать нехитрый номер - сегодня этого маловато будет. Нужен грамотно продуманный цирковой продукт, который сможет конкурировать с такими видами интертеймента, как широкоэкранно кино, ТВ, тот же театр, который давно перестал быть просто театром. Человеку действия, которым стал нынешний зритель, слушатель, смотритель, мало дешевых шоу, его на мякине второсортных заготовок не проведешь. Отсюда и наши программы, "Камелот", «Садко", нынешняя - "К.У.К.Л.А" - тщательно продуманная программа, и свет, и звук, и костюмная часть, и дрессура. Мы хотим вас восхитить, хотим зажечь искру азарта, чтоб она сторицей вернулась к нам...

Цирк многие считают детским искусством, хотя Вы с успехом показываете своими шоу, что это искусство может быть интересно и взрослым. Как Вы, используя свои имена, свое новое положение в московском цирке имени Вернадского, Вы могли бы вернуть взрослого зрителя на цирковые представления?  

Эдгард: Действительно, цирк сегодня классифицируется зачастую как радость, которая «родом из детства". И когда приезжают "взрослые» труппы - тот же цирк Дю Солей из Канады, народ наивно удивляется, восторгается увиденным, не предполагая, то же самое они могут увидеть и в нашем цирке. Только на наши программы эти самые взрослые перестали ходить энное количество лет назад. Мол, мы «выросли» из цирка. Обнаружить перемены легко - просто прийти в цирк... Привлечь зрителя - тут, конечно, может помочь телевидение. Знаю, вскорости выйдет свежий сезон программ "Цирк со звездами", программ, выступивших застрельщиком в деле возвращения ТВ в цирк. Пусть так! У нас с братом много задумок касательно ТВ. Главное, чтоб самое ТВ к нам проявило внимание, заинтересованность...

Но не каждый цирк с цирком... схож, не все цирковые коллективы сегодня дают высококлассный продукт, схожий с вашим...

Аскольд: Что правда, то правда. Но у вас - в любом случае, есть право выбора, право самоанализа. Есть какой-то местный цирк, а тут приезжаем мы, программа - супер, машинерия - на уровне, костюмы, снаряжение - великолепное, мы сами на арене выкладываемся максимально. Есть, на что посмотреть не только и не столько детям, сколько уважаемым товарищам взрослым.

Вы стали первыми предлагать целые спектакли, а не просто набор номеров, как это делают обычные цирковые организации. Как думаете, о чем это говорит: об эволюции цирка вообще, о новой зрительской потребности или еще о чем-либо?

Эдгард: О самом подходе, о новой концепции цирковых программ. Брат закончил ГИТИС с красным дипломом, у него был хороший учитель. Тот талантливый педагог буквально вбил Аскольду в голову  - важно выдавать цельный продукт, не важно, спектакль это или цирковое шоу. Да, набор номеров - это здорово, но в постановках наших должна быть идейная целостность, цельная постановочная цельность. И Аскольд то завет методично претворяет в жизнь.

Понятно, вы и ваш брат давно медиафицированные лица, но вот какой вопрос… путают ли вас до сих пор, кто из вас Эдгард, а кто – Аскольд?

Эдгард: Путают. Люди, большие поклонники цирка, просто знают, что есть такие - братья Запашные, но особо в нашу семейную профессию, а уж тем более в детали – кто из нас кто, не вдаются. Бывает, подходят, извиняются, переспрашивают, кто из вас кто – кто Аскольд, а кто Эдгард. Конечно, можно обижаться на такое отношение к тебе, а можно и нужно воспринимать с пониманием. Человек, который переступил через стеснительность, был искренним в своем поступке. И с этого самого момента начнет различать нас. Честно скажу, со мной самим приключилось нечто подобное. Будучи поклонником спортивного творчества братьев Кличко, регулярно путал, кто из них кто. Кто из них Володя, кто - Виталий. И только после того, как я окончательно влюбился в них как в спортсменов, стал внимательным образом следить за их боями, их встречами на ринге, стал их различать. Так и с нами, люди привыкают, стараются следить за тем, что мы делаем, и уже не путают, кто есть кто средь братьев Запашных…


Написать комментарий