Никакой уступки красивости!

Этот лозунг неореалистов актуален по сей день

Вскормленные неореализмом
Как неореалисты начинали свой творческий путь многие великие итальянские режиссеры. Среди них — Лукино Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, фильмы которых покажет “Балтийская жемчужина”.
Аристократ, представитель древнейшего рода, давшего Италии множество художников и меценатов, Лукино Висконти еще до войны вступил в подпольную Коммунистическую партию Италии, затем участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестапо и чудом спасся от смерти. Происхождение многое определило в творчестве режиссера. С одной стороны, дало личное ощущение культурной преемственности, выразившееся в уникальной пластичности и изысканности его киноязыка. С другой — породило энергию отталкивания от аристократизма, в котором Висконти видел угрозу безволия, пассивности, внутренней исчерпанности, способных привести либо к угасанию высокой культуры (“Смерть в Венеции”), либо к провозглашению принципа вседозволенности (“Людвиг”), прямым следствием которого стал фашизм (“Гибель богов”). Творчеству Висконти “Балтийская жемчужина” посвятила отдельную ретроспективу “Чувство кино”. Впервые в Риге его шедевры будут показаны в отреставрированном виде.
Отзвуки неореализма — незамысловатость историй, невзрачность персонажей, послевоенный фон действия — можно найти и в ранних фильмах Федерико Феллини: “Огни варьете”, “Белый шейх” и “Маменькины сынки”. Но уже в картинах 50-х годов — “Дорога” и “Ночи Кабирии” — Феллини пришел к собственной поэтике, радикально отличной от неореалистов по стилю, хотя и близкой к ним по тематике. Герои “Дороги” — бродячие цирковые артисты, чья жизнь беспросветна по причине полного равнодушия окружающих. “Ночи Кабирии” продолжили тему “Дороги”: здесь рассказывается о несчастной, всеми обманываемой проститутке, мечтающей о простой женской доле. Но не столько сами горести персонажей интересовали режиссера, сколько возможность их преодоления в жизнеутверждающем карнавале жизни, в котором уродливые и веселые маски сменяют друг друга. В “Ночах” и “Дороге” свои лучшие роли сыграла жена и муза Феллини — Джульетта Мазина.
Микеланджело Антониони свой путь в кино начал как документалист, приверженный принципам неореализма. Однако в зрелых его работах, центральными темами которых были одиночество человека, неспособность его к деятельной жизни, эмоциональная исчерпанность современной цивилизации, чувствуется куда более сильное влияние философии экзистенциалистов. Временем триумфа Антониони стали 60-е, когда он создал “Приключение”, “Ночь”, “Затмение”, “Красную пустыню”. В те годы режиссера стали называть “поэтом отчуждения, певцом некоммуникабельности”. Сам Антониони не скрывал своего скепсиса по отношению к человеческой природе. “Человеческое сообщество — это пустыня. Красная — значит, опасная”, — говорил он.

23.08.2005 , 11:23

Телеграф


Написать комментарий