Колоратурный бас в доме отдыха

Опера Вивальди — впервые на латвийской сцене

В Национальном театре 19 и 20 августа (19.00) впервые в Латвии и во всей Восточной Европе прозвучит опера Антонио Вивальди Ottone in villa, название которой в местном варианте звучит как “Оттон в доме отдыха”, потому как постановщики решили перенести ее действие в современность.



Опера без дидактики
В спектакле участвует ансамбль Мариса Купчса Collegium Musicum Riga. Ставит “Оттона” молодой режиссер Национального театра Регнар Вайварс, обожающий эпатировать публику, но довольно тонко воспринимающий литературный и музыкальный текст. Вайварс говорит, что в опере нет никакой дидактики, она вне категорий добра и зла, а зрителям предстоит самостоятельно определиться в симпатиях и антипатиях.
Главную партию Оттона исполнит солист ЛНО, великолепный бас Сергей Мартынов, в остальных ролях выступят молодые вокалисты Байба Берке, Байба Барткевича, Илзе Паэгле и Гунтар Ветра. Сценография Вариса Силиньша и костюмы Лиене Барткевичи обещают весьма живописное зрелище, а изящество движений обеспечивает хореограф Антра Приедите.



Антонио Вивальди (1678—1741) остался в веках как автор бессмертных “Времен года”, ни одна из его многочисленных опер в Латвии не исполнялась. В 1994 г. Бранденбургский оркестр, дирижер Рой Гудман, сопрано Эмма Керкби и колоратурное меццо-сопрано Чечилия Бартоли записали CD с ариями из опер Вивальди и открыли оперное искусство композитора заново. Этим летом в Италии подготовили новую сенсационную постановку по только что обнаруженной партитуре оперы “Монтесума”. В 2006 г. будет записан “Баязет”, а в турне с этой оперой примет участие и наша Элина Гаранча.

 


Мы пойдем другим путем
Действие оперы перенесено в 2005 год и происходит в одном из многочисленных итальянских домов отдыха для престарелых. Но на сцене будет представлен некий сюрреалистический мир, вне времени и конкретного географического пространства (что подчеркивается сценографией и костюмами в стилистике немого кино). Руководить вышеупомянутым учреждением поручено г-ну Оттону. Он оказывается в центре любовных романов, измен, интриг, сопровождающихся переодеваниями и недоразумениями и заканчивающихся свадьбой счастливых любовников.
Марис Купчс, дирижер и художественный руководитель проекта, рассказал Телеграфу, что давно хотел поставить Вивальди. А приступив к работе, понял, что арии в “Оттоне” очень красивые, но многочисленные речитативы тормозят действие. И предложил ректору Музыкальной академии, композитору Юрису Карлсонсу сочинить на старой основе новые музыкальные интермедии для каждого персонажа, взамен скучных разговоров.




“Центр никому ничего не дарил”


Марис Купчс поделился с Телеграфом своими мыслями и о Фестивале старинной музыки, который раньше организовывал и где сначала хотел поставить “Оттона”. “В Центре старинной музыки ничего не изменилось, мы с Солвитой Сеяне и Борисом Аврамецом, с которыми придумали и начинали Рундальский фестиваль много лет назад, по-прежнему работаем. Мы никогда никому не дарили свой фестиваль, просто из-за финансовых трудностей передоверили его проведение государственной структуре. И теперь всерьез думаем о том, что если фестиваль будут и дальше превращать в самое обычное народное гулянье, то наш центр вернет свое детище”.



— Для исполнителей эта опера — чрезвычайно сложный музыкальный материал, — говорит Марис. — Сергей Мартынов, которому я доверил партию Оттона, даже позвонил мне однажды ночью, хотел отказаться. Он в нашем случае не просто бас, а “колоратурный бас”, так как в его партии сплошные рулады и колоратуры. Хотелось бы, конечно, чтобы спектакль прошел не два раза, а побольше. Все будет зависеть от того, как его воспримет публика. Впервые увидевшая сцену в Венеции в 1713 году опера “Оттон на вилле” была обнаружена в 50-е годы минувшего века, но никто ее с тех пор не ставил. А три года назад ее очень хорошо спели в Эссене как барочную оперу. Я видел этот спектакль — смотреть было неинтересно. Поэтому мы решили сделать все иначе — так, чтобы люди не говорили: "Ну ничего, но это совсем не то, что “Времена года”…
— Самое интересное в “Оттоне” — та поистине инструментальная беглость, которую нужно выработать вокалисту, — подтверждает Сергей Мартынов. — А между ариями будет настоящее драматическое действие, и перед нами стоят довольно сложные актерские задачи. Главное — сохранить и донести до зрителя эти, может быть, наивные отношения, эти вечные понятия и чувства: любовь, ненависть, добро, зло…

17.08.2005 , 11:14

Телеграф


Написать комментарий