"Россия нередко использует свою экономическую силу в политических целях, угрожая экономической стабильности Латвии. Разумеется, в отношении России надо быть реалистами, сохраняя готовность как к "газовым войнам", так и к массированной
пропаганде", — убеждена Кажока.

Однако при этом она призывает не впадать в паранойю. Угрозы надо оценивать по существу, а не на основании исторических ассоциаций. Не все, что происходит в контексте России, угрожает Латвии, считает она.

Кажока называет две основных причины, ослабляющие латвийское общество. Первая из них: попытка запретить дискуссии на некоторые темы. "Естественный инстинкт политиков в ответ на референдум 18 февраля о двух государственных языках: запретить такие референдумы, а тех, кто настаивает на дискуссии о возможности двух государственных языков, объявить нелояльными Латвии. Это проблема не только в контексте русских Латвии или России. В Латвии есть и другие табуированные темы — например, о возможности признать отдельным языком латгальский язык или присвоить Латгалии особый статус", — пишет Ивета Кажока.

Вторая же причина ослабления общества в том, что борьба с "врагом" порой выдумана или преувеличена. В этом случае сама борьба этого врага и порождает.

"Уверена, что многие русские юноши, равно как и многие активисты референдума о двух государственных языках, не думали о себе как о проводнике российских интересов. Возможно, что для некоторых из них действительно, как пишет Полиция безопасности, "участие в нем было необходимо не для того, чтобы бороться за идеалы, а чтобы обрести популярность, узнаваемость и политические дивиденды". Но это же не угроза! Это нормальная политическая практика, которая используется любой политической организацией. Воспринимать подобного рода организации или акции как угрозу Латвии означает своими руками создавать у этих людей групповое сознание и радикализировать их. Это увеличивает напряжение, а не снижает его", — пишет Ивета Кажока в своей статье в журнале "Открытый город".