Мультимиллионер Юстс Карлсонс: «Не чувствую себя богачом!»

О Юстсе Карлсонсе, правнуке легендарного латышского предпринимателя Кристапса Бергса и одном из богатейших людей нашей страны, газеты пишут намного реже, чем о других латвийских миллионерах.


Наверное, это связано с тем, что Юстс Карлсонс адвокат, а представители этой профессии не слишком любят находиться в центре внимания.

А Юстс Карлсонс – не просто адвокат, он знаменитый адвокат, работающий на международном уровне. Вот уже много лет он защищает интересы автомобильных концернов Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes на судебных процессах во всем мире. Так, в частности, господин Карлсонс представлял фирму Mercedes на процессе, связанном с трагической гибелью принцессы Дианы.

В Риге и Лиепае Юстсу Карлсонсу принадлежат многие земельные участки и дома – наследство семьи Бергов. А жемчужина этого наследства – конечно же, Базар Берга, который Кристап Бергс более ста лет назад построил как самый современный торговый центр своего времени.

Сегодня потомки Кристапа Бергса восстанавливают Базар Берга с таким вкусом, уважением к прошлому и пониманием потребностей сегодняшнего дня, что он стал самым эксклюзивным кварталом города. Во время своего визита в Ригу Юстс Карлсонс ответил на вопросы «Часа».

- У нас в Латвии в последнее время стали очень популярны разнообразные списки миллионеров. И в этих списках вы неизменно занимаете почетное третье место. Скажите, у вас вызывает какие-то эмоции тот факт, что вы являетесь одним из богатейших людей страны?

- Не чувствую себя богачом и вообще не понимаю, как составляются эти списки! Более того, все, что мы делаем здесь, в Латвии, я не считаю своей основной хозяйственной деятельностью. Я это так даже не оцениваю!

Моя хозяйственная деятельность происходит в Америке, и о ней в Латвии никто ничего не знает. Что же касается оценки стоимости собственности, то это, может быть, очень мило. Но чисто теоретически. Деревянные дома стоят в десять раз больше, чем можно получить от них взамен… Карман деньгами от этого совершенно не пополняется. А сейчас из этого кармана – если мы говорим о работе в Латвии! – деньги только вынимаются.

- Ваша биография похожа на рекламу реализации американской мечты – родители приехали в США с парой долларов в кармане, а вы сделали блестящую профессиональную карьеру и стали миллионером. Что вы считаете основой своего успеха?

- Основой, конечно же, стало то, что дали нам родители. И самое главное – желание учиться и продвигаться вперед. У родителей, когда они приехали в Америку, ничего не было. Мы начали с нуля, с самого низкого в экономическом смысле слоя. Из него надо было выбиться.

Но Америка дает эту возможность – если ты готов учиться и работать, ты идешь вперед. Мы учились благодаря стипендиям, благодаря фондам, которые поддерживали приезжающих. Но «двигатель» мы получили от родителей. Мы усвоили, что надо быть самостоятельными, надо самим бороться за свое благополучие, не надо ни на кого надеяться – ни на государство, ни на кого-нибудь другого.

- Это правда, что латышская эмиграция в США является одной из самых состоятельных?

- Я бы не сказал, что она богаче других. Может быть, влиятельнее, но богаче – нет…

Старшее поколение эмигрантов вообще не знало, как работать в Америке, для них это была чужая страна, только мы, их дети, сумели продвинуться вперед.

Мое поколение начало занимать более сильные экономические позиции, а наши дети уже хорошо стабилизировались. Но самое главное, что почти все они – думаю, порядка 90 процентов – получили образование.

- Расскажите о своей работе в США, о которой мы в Латвии знаем довольно мало.

- Я один из партнеров, совладелец адвокатской фирмы CB&M. Сейчас мы расширяемся, и у нас в пяти бюро, главное из которых находится в Сан-Франциско, будет порядка ста адвокатов. Я работаю как адвокат, представляющий клиентов. А мои главные клиенты – это крупные, в основном немецкие, автомобильные фирмы – Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes. Мы помогаем этим автомобильным компаниям готовить и проводить судебные процессы во всем мире. Мы защищаем марку и репутацию фирм.

- Во времена Атмоды было принято считать, что в Латвии работают очень сильные юристы. Но сегодня эти сильные юристы проигрывают один международный процесс за другим. Почему?

- Во многих делах ошибки были заложены в самом начале, так что потом было трудно что-то исправить.

Сейчас я уже откровенно могу рассказать об одном случае. На судебном процессе в Техасе я защищал правительство Латвии. В начале 90-х годов министерство морских дел подписало государственную гарантию на сумму в 500 миллионов долларов – о строительстве рыболовецких судов для Лиепайского рыболовецкого флота. Ни этих 500 миллионов у Латвии не было, ни эти деньги не имело смысла платить за рыболовецкие суда! И было большой ошибкой подписывать государственную гарантию.

Этот шаг мог иметь очень серьезные последствия: а если бы было принято юридическое решение против Латвии со стороны Техаса – о том, что Латвия должна выплатить 500 миллионов? Компетентной защитой мы выиграли этот процесс.

- Сегодня для вас Базар Берга – это бизнес-проект или больше инвестиция в будущее?

- Конечно, там есть бизнес-основа. Но это не главное. Базар Берга – это дело для души, это желание оставить Риге что-то настоящее, показать, что можно сделать со старой собственностью.

Я считаю долгом нашей семьи развивать Базар Берга и передать его следующему поколению. Надеюсь, что Базаром Берга будут заниматься наши дети, – вот для них, наверное, это будет больше хозяйственный проект. Но ни для меня, ни для моей супруги экономика не главное. Мы зарабатываем деньги как адвокаты. А Базар Берга – это выполнение долга перед Латвией.

Мы были первыми, кому в Латвии вернули право собственности, и нас просили показать всем, что частный хозяин – не скупердяй по отношению к своим жильцам и всему городу. И мы показали, что можно сделать с развалинами!

- А у вас никогда не было соблазна восстановить Базар Берга подешевле – без эксклюзивного подхода к каждой детали?

- Был соблазн – у других родственников. Они не хотели люкс, они хотели просто зарабатывать. Но мне не нравится делать дешево. Не нравится делать некрасиво. Я лучше буду зарабатывать меньше, но радоваться при этом.

Мне Базар Берга доставляет радость, а прибыль вторична. Сегодня мы тут не зарабатываем, сходимся по нулям. Все деньги вкладываем в развитие, еще тридцать процентов площади не построено. И борьба будет идти, пока мы все это не закончим.

Визитная карточка


Юстс Карлсонс

Родился в Риге в 1943 году.

В 1944 году вместе с родителями эмигрировал из Латвии. Учился в Мюнхенском, Йельском и Стэнфордском университетах.

Присяжный адвокат.

Старший партнер адвокатской фирмы CB&M с главным офисом в Сан-Франциско.

В течение долгих лет представляет интересы автомобильных компаний Volkswagen, Audi, BMW, Mercedes в ходе судебных процессов в разных странах мира.

В 1991 году Юстсу Карлсонсу было возвращено право собственности на недвижимость в Риге и Лиепае, в том числе и на Базар Берга.

Владелец гостиницы Hotel Bergs.

О Тургеневе и «Первой любви»


- Говорят, вы изучали русский язык и литературу…

- Да, четыре года в Йельском университете, где получил степень бакалавра. К сожалению, сегодня русский язык я почти утратил. Но традиции русской культуры мне очень близки. И своего сына я отправил учиться в Москву.

Убежден, что в Латвии влияние русского языка и русской культуры всегда было большим и позитивным. Как и влияние немецкой культуры. И какими бы ни были политические проблемы между разными странами, влияние культуры всегда было позитивным.

- А кто ваш любимый русский писатель?

- Тургенев. Первая книга, которую я прочитал по-русски, была повесть Тургенева «Первая любовь». Я читал ее вместе с отцом. А потом я узнал, что один из самых интересных для меня американских писателей, Генри Джеймс, встретился с Тургеневым в Париже, и они подружились. На мой взгляд, у двух этих авторов есть общее – их объединяет аристократический подход к писательству и среде, которую они описывают.

15.07.2005 , 11:06

chas-daily.com


Написать комментарий