Революция зреет в Латгалии

В середине июня сейм принял поправки к Закону о государственных пенсиях, продлив до 2008 года возможность уходить на предварительную пенсию людям с трудовым стажем 30 и более лет. Исправленный закон сразу же стал объектом политических спекуляций.

Правые партии поспешили приписать эту заслугу себе. А настоящие герои остались за кадром. “Вести Сегодня” решила исправить данную несправедливость и рассказать о пенсионных революционерах. Простых людях родом из Латгалии.

Лариса Лавренова: “Мы — не шлак в отвале”

Жительницу Даугавпилса Ларису Лавренову пенсионная тема серьезно взволновала три года назад. Почти 40 лет отработав на предприятиях связи, в 2002 году она оказалась в числе безработных. В Латгалии в таком возрасте шансов найти хоть какую–то работу, не говоря уже о трудоустройстве по редкой специальности, практически нет.

— То, что в Латвии в последние годы произошло с людьми моего поколения, детьми послевоенных лет, — настоящая драма, — рассказывает Л. Лавренова. — В свое время в нас воспитали чувство собственного достоинства, веру в справедливость. Но этим ценностям в нашем обществе места уже нет. Показательный пример — латвийские пенсионеры и реформа пенсионного законодательства. Пожилые люди, честно трудившиеся десятки лет, оказались на обочине жизни — с мизерными пенсиями, с подорванным здоровьем, ненужные и забытые. Государство, похоже, собралось ликвидировать наше поколение как класс. В том числе многочисленными пенсионными реформами, из–за которых постоянно увеличивается возраст выхода на пенсию. После отмены права досрочного выхода на пенсию (с 30 июня 2005 года) мне, как и многим людям, до выхода на заслуженный отдых ни за что не дотянуть. На вопрос, как жить и чем питаться все это время (к примеру, мне — семь лет), чиновники в один голос отвечали: “Это ваши проблемы, переквалифицируйтесь и ищите другую работу”. Где, позвольте спросить? Лариса Лавренова решила за свои права бороться.

Так просто нас не ликвидировать

Она составила обращение в сейм с предложением установить предпенсионный возраст для женщин — 57 лет, за мужчинами сохранить право на получение досрочной пенсии в 60 лет, а также зафиксировать эти сроки, не увеличивая предпенсионный возраст из года в год. Под обращением подписались 3000 человек из шести городов Латгалии. И началась латгальская народная атака.

После того как стало ясно, что сейм даже не собирается рассматривать этот вопрос, инициативной группой были написаны письма президенту страны, министру благосостояния Дагнии Стаке, поочередно бомбардировали канцелярии всех трех последних латвийских премьеров. Реакции со стороны народных избранников и чиновников — никакой. Латгальцы три года получали одни отписки. Более того, г–жа Стаке, побывавшая этой весной в Даугавпилсе, однозначно высказалась: пенсионный возраст в Латвии следует не понижать, а наоборот, увеличивать — до 65—67 лет… На вопрос, как же до пенсии дожить (не говоря уже о том, как на нее прожить), министр посоветовала пожилым людям… идти в политику… Тогда, мол, и деньги будут, и законы сможете принимать такие, которые бы пенсионеров устраивали. А пока, извините, чиновникам виднее: будем создавать для пожилых субсидированные из европейских фондов рабочие места и т. д. Все как в матушке–Европе, к которой Латвия имеет честь принадлежать.

– Но чиновники не говорили главного, — делится наболевшим Л. Лавренова. — В Европе пожилых мотивируют, а не заставляют работать. И европейские пилот–проекты рассчитаны на страны, где для людей пенсионного возраста рабочие места имеются. У нас же в 2002 году было создано 137 субсидированных рабочих мест, в 2004-м — 267. На всю Латвию! К тому же на каждом таком месте один человек может работать только 10 месяцев, а потом — пинком опять на биржу труда. Но в эти тонкости чиновники людей предусмотрительно не посвящали.

Нам помогли депутат сейма Андрей Клементьев и эксперт Союза свободных профсоюзов Латвии (LBAS) Ирина Хомко. В течение 2,5 года они упорно продвигали нашу инициативу как в сейме, так и в рабочих группах Кабинета министров, привлекли к решению проблемы общественность. Три последних месяца при поддержке русскоязычной прессы проводилась акция, в которую включились жители всех регионов Латвии. В адрес Министерства благосостояния посылали тысячи писем с требованием сохранить право на преждевременную пенсию. После того как минблаг был буквально завален подобными письмами, власть наконец–таки сдалась и уступила народным требованиям. Поправки продлены.

Я испытываю чувство большой радости от того, что с 1 июля тысячи людей 1947–1949 годов рождения получили возможность выбора: идти им на досрочную пенсию или продолжать работать. Поправки защищают в первую очередь малообеспеченных людей. И это наша общая и большая победа.

Где ваша совесть, господа…

В то время как Лариса Лавренова и еще 20 тысяч человек, сохранивших законное право досрочного выхода на пенсию, переводят дух, борьба других обиженных латгальских пенсионеров с латвийским правительством в самом разгаре.

На днях группа пенсионеров под предводительством даугавпилсчанки Соломеи Кундзини (в прошлом директор научной библиотеки Даугавпилсского университета) подала в Конституционный суд заявление с требованием отменить поборы, которыми их обложило родное государство.

– В 1996 году правительство наконец-таки разрешило пенсионерам работать и получать пенсию, — объясняет Соломея Кундзиня. — Размер заслуженной пенсии у многих оказался настолько смехотворным, что на эти государственные “слезы” невозможно было прожить. Чтобы хоть как–то свести концы с концами, люди вынуждены были продолжать работать. И целых три года никто против этого не возражал. А в 1999 году А. Шкеле объявил пенсионные выплаты работающим пенсионерам за последние четыре года незаконными и обязал нас давно проеденные и забытые пенсии вернуть. Под ударом оказались тысячи людей, из пенсий которых стали удерживать эти деньги. Только в Даугавпилсском университете — почти весь профессорский состав. Теперь платим “алименты” государству. Весной было принято решение отменить поборы, возвратить удержанные деньги, но мы — те, кто честно сообщил Агентству социального страхования, что работает, у которых удерживали часть пенсии, под эту категорию не попали. Многим нужно рассчитываться еще десять лет. Хотя это абсурд какой–то. Проконсультировавшись с юристом Мартиньшем Драудзиньшем, уже выигравшим серьезный процесс у государства, мы решили отстаивать свои интересы в суде. Надеемся, что разум победит, а справедливость наконец–таки восторжествует.

Бедных защитит Европа?

Полным ходом в Евросуде идет разбирательство по делу 65–летнего даугавпилсского пенсионера Игоря Василевского и двухсот не самых богатых латгальских семейств, решивших в судебном порядке доказать, что латвийские законы, касающиеся пенсионеров, низкооплачиваемых работников и малоимущих античеловечны, а следовательно, незаконны. Пройдя все местные судебные инстанции, которые единодушно не нашли противоречий между латвийским законодательством и международными правовыми нормами, люди, выселенные из собственных квартир за долги, подали коллективную жалобу в Страсбургский суд по правам человека. И тот под напором представленных пострадавшими доказательств на жалобу двинчан откликнулся!

— Первые латвийские законы “О труде” и “О государственных пенсиях” от 1991 года гарантировали жителям Латвии зарплаты и пенсии не ниже прожиточного минимума, который должен был обеспечить человеку возможность питаться, одеваться, иметь жилище и медицинское обслуживание, — аргументирует обращение в Евросуд Игорь Василевский. — Центральное статистическое управление по заданию Кабинета министров прожиточный минимум, состоящий из трех компонентов (еды, одежды, жилища), до сих пор регулярно подсчитывает. Потому что право на подобный жизненный уровень содержится в подписанных Латвией международных обязательствах — Всеобщей декларации прав человека и Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Однако минимальные зарплаты и пенсии в Латвии всегда устанавливалась ниже прожиточного минимума. Из–за узаконенной в Латвии нищеты многие семьи не могли оплачивать коммунальные услуги, выселялись из своих квартир. Якобы на законных основаниях, а по сути — в противовес ранее взятым Латвией на себя международным обязательствам, в которых черным по белому написано: “Человек имеет право на такой жизненный уровень, который обеспечивает ему и его семье питание, одежду, жилище и медицинское обслуживание” (из Всеобщей декларации прав человека).

Потерпевшие требуют обязать латвийских правителей не только обеспечить малоимущим человеческий уровень жизни, вернуть им отнятую крышу над головой, но и компенсировать моральный ущерб — по миллиону латов на каждого бездомного брата. В мирной многонациональной Латгалии сегодня бушуют нешуточные народные страсти. Латгалия стала родиной многих латвийских революционеров. А бунтовщиками люди здесь становятся не от хорошей жизни. Просто все больше тех, кто понимает: за свои права необходимо бороться, а в случае ущемления — не бояться предъявлять претензии. Кстати, именно этому Латвию учит и Европа.

05.07.2005 , 14:39

"Вести сегодня"


Написать комментарий