Балтия взяла фальшивую ноту

Латвия и Эстония застряли в пограничных разборках

Российский МИД расторгает договор о границе с Эстонией. Об этом сообщил неофициальный источник в Москве. Зато вполне официально внешнеполитическое ведомство России передало вчера послу Эстонии “ноту в связи с ситуацией вокруг пограничных договоров”.



В ноте подчеркивается, что проблема международно-правового оформления государственной границы между Россией и Эстонией остается открытой.
По словам анонимного источника в российском внешнеполитическом ведомстве, в документе также говорится, что МИД РФ вынужден расторгнуть договор о границе с Эстонией.
Таллин отреагировал на ноту мгновенно. Якобы, по российскому законодательству, МИД России не вправе решать вопрос об отказе в ратификации пограничных договоров с Эстонией, а потому подобные заявления являются поспешными и непродуманными. Глава Комиссии по иностранным делам парламента Энн Ээсмаа заявил: “МИД России может не отправлять пограничные договоры на ратификацию в Госдуму, если обнаружит в них противоречие Конституции России”.
“Там действует принцип разделения властей, а потому Министерство иностранных дел не может решать за Госдуму, ратифицировать договоры или нет”, — отметил глава комиссии. В свою очередь глава МИДа Эстонии Урмас Паэт уверен, что правительство страны не должно советовать парламенту изменить редакцию закона о ратификации пограничных договоров. “Я не вижу для этого никаких оснований”, — заявил он вчера.
В Латвии пограничным разборкам тоже не видно предела. Премьер Айгар Калвитис поручил Госканцелярии выяснить, нарушила ли мандат переговорная группа “пограничного договора”, договорившаяся в декабре 1996 года с российскими коллегами не только о технической пограничной линии, но и по политическим вопросам (имеется в виду ссылка на мирный договор 1920 г.). В итоге Госканцелярия обнаружила, что 1-я статья договора, где речь идет о разделе двух суверенных государств, увидела свет на год раньше, чем вообще был выдан мандат. Как и черновик документа. Юристы докопались, что этот набросок фигурировал во время встречи рабочей группы 19—22 июня 1995 года. Тогда же Латвией были сделаны первые попытки приписать к соглашению преамбулу с “претензиями” на Пыталово-Абрене, ссылаясь на мирный договор 1920 года. Но из письма тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева латвийскому коллеге Валдису Биркавсу явствует, что Россия этой перспективе не обрадовалась. Российские дипломаты и тогда предупреждали: если Латвия впредь будет настаивать на мирном договоре, то “получится тупиковая ситуация”.
Теперь Госканцелярия взяла тайм-аут и потребовала дополнительное время на раздумье. МИД и Национальный совет по безопасности обязали “накопать” еще доказательств, которые канцелярия до 15 августа должна тщательно изучить. А уже потом бумагами займется Конституционный суд, который, как известно, должен оценить соответствие договора основному закону страны.

28.06.2005 , 11:23

Телеграф


Написать комментарий