Противостояние

Материал «Хотят ли русские войны?» и последовавший за ним «Оккупация, декларация, профанация» с комментариями депутатов гордумы по ратификации Конвенции защиты прав национальных меньшинств, точнее, об известных оговорках, напрямую касающихся жителей Даугавпилса, — оба эти материала вызвали небывалую реакцию в городе. 

И редакционный телефон, и личный мобильник автора до сих пор не умолкают. Из последних новостей: вчера в Европейском парламенте состоялось голосование по резолюции «О защите меньшинств и антидискриминационной политике в расширенной Европе». Некоторые из пунктов резолюции, понятно, напрямую касаются неграждан Латвии. Озадаченный последними новостями из Латвии Совет Европы призывает разработать определение, кого все-таки можно считать нацменьшинством. Латвийские власти, напомним, исключив из определения неграждан, сделали ратификацию Конвенции о защите нацменьшинств пустой формальностью. Новость вторая: Александр Кирштейнс, автор нашумевшего тезиса «Русские понимают, только когда их бьют в морду», «доставший» даже сопартийцев и исключенный-таки за «оригинальность» измышлений из Народной партии, заявил, что не намерен уходить с должности председателя парламентской комиссии по иностранным делам. Заявил — и улетел по своим иностранным делам в Румынию. Итак, обещанное продолжение темы с Сергеем Степановым.— Интересное совпадение: из партии Кирштейнс был исключен как раз в день выхода статьи «Хотят ли русские войны?». Газета, понятно, нерезиновая: если позволите, пару мыслей из невошедшего. За день до знаменательного события я сказал: «Дни г-на Кирштейнса сочтены. Драться и держаться за такого станут представители крайне правой, крайне неумной кучки национально озабоченных политиков». Что и происходит.

— Про «озабоченность» понятно, почему все-таки «кучки неумной»? В непоследовательности, в отсутствии грамотно поставленной на поток пропаганды — тех же «тэбэшников» не обвинишь? Разве не перед чем снять головной убор?
— Я вас понял. Есть пропаганда, а есть казуистика: если не изменяет память — изворотливость в защите ложных положений. Так вот: нынешняя официальная политика Латвии ничего общего с нацизмом не имеет. Идеология «той», подчеркиваю, Германии и дела «той» Германии — полностью совпадали. И немцы получили прививку на века. То, что сегодня происходит в Латвии, есть некая извращенная форма издевательства. Причем, исключительно над своим народом. Вдумайтесь: Совет Европы «призывает разработать определение, кого все-таки можно считать нацменьшинством»… С чего бы это? С того, что в ЕС объявился прецедент: треть населения страны, входящей в Европу, вдруг оказалась «какими-то» негражданами. Кто они, каков их статус? Есть вещи простые для понимания. А мы удивляемся, с чего «взбрыкнула» Франция, стоявшая у истоков Евросоюза. В частности, и из-за этого. Там живут нормальные люди. А нормальные люди не могут ненормально мыслить. Не такой, видимо, они Союз задумывали. Где это в цивилизованном мире видано: говорить одно, думать другое, делать третье. Почему в Латвии, говоря об интеграции, власть «интегрирует» людей в латышскую среду? Разве это улица не с двусторонним движением? У нормальных людей так не принято. Говорите тогда прямо: разговор об ассимиляции. Возвращаясь к г-ну Кирштейнсу. Этот фрукт, плод «цивилизации», продукт «Атмоды»: что думает, то и говорит, что говорит, то, в силу своей должности, и делает! Определяет политику Латвии! Что у сопартийцев на уме, у него — на языке! И его есть за что уважать! Он, правда, умница. Только пусть и Европа видит: кто есть кто, куда пришел и что от кого хочет.
— Бог с ними, рижанами — но когда в тупик загоняют «свои»… Так загоняют, что, пожалуй, впору ставить кавычки… Я говорю о материале «Оккупация, декларация, профанация». В частности, о комментариях депутатов нашей гордумы по ратификации все той же Конвенции.
— Вот именно. А сколько было пламенных речей всего три месяца назад, перед выборами? Заметьте, все претенденты тогда «заботились» о горожанах. Разве мог кандидат в депутаты даугавпилсского самоуправления позволить себе фразу, в которой мимоходом говорилось, например, о негражданах? Что сегодня говорит мэр русскоязычного города? То-то: ««Я против того, чтобы менять названия улиц, писать их на двух языках. Как бы возвращаться к временам коммунистического интернационала… По поводу второго государственного языка? Ну, не вижу в этом смысла. И даже официального языка. И даже в Даугавпилсе…» Я уже не говорю о том, кто это вдруг вспомнил времена «коммунистического интернационала», послушать наших политиков, так и великий Эйнштейн был «недоучкой». Как же: не знал латышский! Во всем мире неважно, на каком языке ты говоришь, важно, что ты из себя представляешь! У нас: наконец-то мы заставили молодежь изучать латышский язык! Чувствуете: «заставили»! Конечно, язык нужен. Мы ведь живем и собираемся жить дальше, общаться, извиняюсь, интегрироваться. Почему я должен думать на государственном языке, вот чего я не понимаю? Почему для моих детей не должен быть родным язык Пушкина? Подведение частных случаев под общую догму — разве это не казуистика? Выдернуть что-то из контекста, возвести в превосходную степень и приспосабливать под нечто абстрактное все остальное: это что — большая политика? Выращивание из наших детей люмпенов — это есть построение нового общества? Неужели непонятно, что подобная политика — бомба замедленного действия? Малоизвестный факт: специальная комиссия Конгресса США в свое время признала среднее образование в СССР самым лучшим. Никак не могли прийти в себя после отправки не «ихнего» человека в космос! Газеты так и писали: «99 процентов разговоров приходятся на долю американцев, 100 процентов дела — на долю русских»! Мы говорим не о «умных и глупых», а о том, что было. Так зачем изобретать велосипед? Почему не впитывать в себя все лучшее? Чем оправдано, какие «ученые» стоят за нашими 40 на 60? Десять тысяч учеников в этом году не получат аттестаты. И все нормально? Задайтесь простым вопросом: какое право политический истеблишмент Латвии говорит от имени детей? Они родителей спросили? И они же еще заявляют, что детей втягивают в политику! Давайте честно: стоит Европе поднажать, как все крикуны в голос изменят все «свои» точки зрения! Они всю жизнь их меняют! Потому что всю жизнь обслуживали власть! Больше они ничего не умеют.
— Как бы там ни было, жить хочется сегодня. И думать о завтрашнем дне детей. Без знания языка в Латвии не сделаешь карьеру…
— Для карьеры, прежде всего, нужна фамилия другая. В Риге в той или иной форме большинство владеет языком. Спросим себя, какие фамилии раньше носили г-да Кирштейнс, Шлесерс? Это ответ на то, чьи интересы обслуживает «элита» государства. Для кого, скажите, еще не факт, что Латвия двухобщинное государство? Причем, сделали это латыши. Однако проблема в том, что русскоязычной общины как таковой и нет! Есть партии, общества — общины нет!
— И на основе чего, позвольте узнать, она должна быть? И вправду: чего только еще не создавали, чего только не делили. То собираются, то разбегаются. Последний пример: ПНС собирается объединяться с «Новым центром». Судить по делам, не поймешь — с какого краю все эти «центры»…
— На основе чего? На основе русской культуры, духовности, не в последнюю очередь, православия. На основе человеколюбия, как нас воспитали. Мы чуть затронули тему школы. Кто такой Райнис, и русские, и латышские дети еще знают. Поставь рядом с Райнисом Аспазию, — и вы увидите недоуменные взгляды. А ведь это наше достояние. Русскоязычные люди поставлены на грань уничтожения. Морального, нравственного. В наших детях наше бессмертие. Если наших детей переделать в эрзац-латышей, мы просто вымрем. Есть ли большая опасность для нормального человека, любящего свой народ, свою историю? Перед такой бедой меркнет все! Не мы виноваты, что нашу культуру, наши ценности подменяются каким-то суррогатом. Но раз так есть, раз нам насильственно прививают другую мораль, другие ценности, значит, надо что-то делать. Надеяться, что все «устаканится» само собой, плесень сама слезет — уже просто глупо. Гайки только закручиваются. Можно, конечно, утешать себя, что твой ребенок уедет заграницу. Только, какая разница, если корни предков тут? Там ребенок не будет тем, кем бы он мог быть здесь…

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Татьяна Жданок, депутат Европарламента от «ЗаПЧЕЛ»: «Результат этого голосования — это вынужденный компромисс. Голосование шло по докладу британского депутата Мораеса. Доклад был посвящен защите меньшинств и недискриминации в ЕС. Я подала несколько предложений, которые касались неграждан Латвии и Эстонии. При окончательном голосовании из этих предложений многие важные вещи исчезли: упоминание роли Еврокомиссии в решении проблем неграждан, настоятельная рекомендация дать право голосования негражданам на местных выборах и свободу передвижения по территории ЕС. Осталась констатация факта, что существует массовое безгражданство, и кроме того — настоятельная рекомендация стран-участниц ЕС максимально способствовать наиболее эффективной и скорой натурализации. Т.е. мы, конечно, недовольны этим результатом. Он отражает не только распределение сил в сегодняшнем Европарламенте, где правые доминируют, но и отражает непоследовательную позицию очень многих левых фракций, которые голосовали за то, чтобы исключить наиболее ценные для неграждан пункты доклада.
Но в целом доклад делает какой-то главный шаг в деле защиты нацменьшинств. Что ценно для Даугавпилса? Особое упоминание о традиционных нацменьшинствах, проживающих на территории ЕС. А русские, поляки, белорусы — это традиционные нацменьшинства в Даугавпилсе. И сказано, что государства должны принимать максимальные меры, чтобы обеспечить сохранение их языка, культуры, традиций и т.д.

09.06.2005 , 11:46

Роман САМАРИН


Написать комментарий