Идентифицировать себя как европейца для латыша – проблема

Любому человеку необходимо осознавать свою идентичность. Мы создаем рассказ сами о себе, образ того, кто мы, чтобы психологически комфортно себя чувствовать. Но если говорить о национализме, следует осознавать, насколько сильно принадлежность к некой этнической или национальной группе является составной частью нашей идентификации, предупреждает социопсихолог Ивар Аустерс.

 

Ведь это понятие – национальная принадлежность – богато не только смыслами, но и стереотипами. Не нужно превращать его в костыли для самосознания, стремясь лучше выглядеть в глазах окружающих, пишет Аустерс в газете Diena. Для латышской прессы опубликовать такой комментарий – своего рода подвиг и покушение на святая святых.

VES.LV приводит идеи психолога в подробном изложении.

Люди зачастую прибегают к идентификации по национальному признаку, когда не могут осуществить ее по другим приметам – они в любой политической или экономической ситуации используют механизм национализма, чтобы преодолеть ощущение нестабильности.

Национальная идеология зиждется на неспособности человека осознать другие свои идентичные черты, ощутить свою сопричастность другим ценностям. В этом случае он использует свою национальную принадлежность как психологический костыль в нестабильной ситуации. Но когда национальная идентичность становится хронической, она создает преграду для альтернативного видения, говорит Аустерс.

«Я не являюсь оптимистом в отношении того, что национализм якобы здоровое и хорошее явление, – заявляет психолог. – Кратковременно он позволяет нам чувствовать себя хорошо, да. Но в долгосрочной перспективе это не вполне здорово. Европейская идентичность для латыша – проблема».

Одна из причин, по его словам – стереотип, будто принадлежность к какому-то народу доминирует в модели нашей самоидентификации. Другая – нужно понимать: для того, чтобы латыши могли больше почувствовать себя европейцами, им нужно отказаться от некоторых элементов мифа. «Мы не можем ходить с протянутой рукой и требовать, чтобы нам заплатили за исторические страдания», – откровенно признает Аустерс.

В экономике еще как-то можно выгодно использовать националистические идеи и зарабатывать на них, но и там национальный протекционизм возможен лишь недолгое время. Это – прагматичное, краткосрочное решение проблем. Но возможность сделать его краеугольным камнем экономической политики социопсихолог оценивает скептически.


Написать комментарий