Латвию назвали «группой людей, которые размножаются»

"Что такое Латвия, каков ее смысл? Это только группа людей, которые размножаются? Это экзистенциальные вопросы, без культуры государство - пустое место", - так в интервью газете Diena прокомментировал урезание бюджета Государственного фонда культурного капитала и закрытие ряда проектов многолетний директор Рундальского замка Имант Ланцманис.

В статье под заголовком “Лодка культуры в тени смерти” издание рассказывает о том, что драматические сокращения бюджета упомянутого фонда и остановка ряда культурных проектов создают стресс во всей отрасли – “от индивидуального художника до устроителей крупных фестивалей”. Diena отмечает, что все они ждут от нового министра культуры решительных действий по выбиванию средств для своей сферы.

Напомним, что на этот пост в новом правительстве Валдиса Домбровскиса (“Новое время”, “Единство”) претендуют бывший главный редактор газеты Diena Сармите Элерте (“Гражданский союз”, “Единство”) и нынешний глава Минкульта Инт Далдерис (“Новое время”, “Единство”).

Государственный фонд культурного капитала финансирует различные культурные проекты, например, передачу “100 граммов культуры” на Латвийском телевидении, создание цикла анимационных фильмов Мары Линини Čuči, čuči, čuči (на фото), издание журналов Māksla Plus, Latvju teksti и др., публикацию сборника сочинений литератора Освальда Зебрса Brīvības tīklos и др.

Нынешнюю ситуацию с финансированием директор фонда Эдгар Верпе называет худшей за последние 12 лет – даже в 1999 году ему выделили из госбюджета 2 750 000 латов, в то время как на 2011 год планируется только 2 314 330 латов. Отметим, что в 2010-м году фонд обходился еще меньше суммой – 2 111 433 лата. В качестве положительного примера Diena приводит Эстонию, где фонд культурного капитала получает в шесть раз больше денег – почти 13 млн. латов.

И Элерте и Далдерис намерены действовать решительно. Далдерис, к примеру, планирует для начала вернуть объем финансирования фонда к докризисному уровню, то есть к уровню 2007-2008 года, когда выделялось примерно по 7 млн. латов ежегодно. А Элерте утверждает: “Финансирование фонда крайне недостаточно для творческого процесса”.

Тем временем директор Рундальского замка почти поставил крест на Латвии, как на государстве: “Музеи достигли последнего порога выживания, какого не переживали даже во время войны: снимите один лат, и мы уже не сможем существовать. Сейчас говорят: закрыть, законсервировать. Это уничтожение. На фоне государственного бюджета поддержка культуры невелика, ею нельзя накормить пенсионеров, а культура погибнет. В таком случае надо спросить: что такое Латвия, каков ее смысл? Это только совокупность людей, которые размножаются? Это экзистенциальные вопросы, без культуры государство – пустое место”.


Написать комментарий