«Ложь во спасение» по-латвийски

В «разъяснительном характере» прилагаемой к договору о границе правительственной декларации Россия совершенно справедливо усмотрела плохо замаскированные территориальные претензии, которые Латвия не преминула бы выставить уже на следующий день после ратификации документа в парламентах, и долгожданный договор снова лег под сукно.


Вести переговоры с Россией после 9 мая стало труднее. Страна почувствовала свою силу и отступать не намерена


Наши политики разводят руками, дескать, с «этой» Россией невозможно договориться.

«Я не ожидал столь острой реакции со стороны России, – заявил глава МИДа г-н Пабрикс. – Это укрепляет мои подозрения, что российские политики в действительности хотели одним выстрелом убить двух зайцев». Каких, министр не раскрыл, но добавил, что, по его мнению, Россия хотела вынудить Латвию подписать менее выгодный договор.

Запамятовал, что ли, г-н Пабрикс, что документ этот еще семь лет назад парафирован верным национал-радикалом г-ном Крастсом? И если он действительно не выгоден Латвии, то надо экс-премьера привлечь к ответу за предательство и попытку нанести вред государству.

А заодно и экс-премьеров Шкеле, Берзиньша и Репше, которые семь лет скрывали от народа злые умыслы продажи родины, убеждая международную общественность, что готовы подписать с Россией злополучный договор о границе, отказаться от Абрене и что вообще у Латвии нет никаких территориальных претензий. Евросоюз и НАТО поверили этим уверениям и приняли Латвию в свои ряды.

Теперь выяснилось, что то была «ложь во спасение». Попытались применить ее и в переговорах с Россией. Но та не поверила, что подготовленная втихаря и в одностороннем порядке некая декларация как дополнительный акт к договору о границе не связывает российскую сторону и не выдвигает территориальных претензий. Вряд ли поверит и обманутый Евросоюз.

Тупик? Увы. Выбираться из него Латвии придется самостоятельно. Сейчас Артис Пабрикс бодро заявляет, что Россия месяца три, от силы полгода покапризничает и согласится с декларацией. Дескать, ей надо решать с ЕС вопрос о безвизовом режиме. Но это вопрос столь отдаленного будущего, что в Латвии успеет смениться не одно правительство.

Латвии же, точнее Евросоюзу, договор о границе с Россией нужен сегодня. И вряд ли Россия пойдет на новые уступки. Она уже и так многое уступила Европе и сейчас находится на этапе укрепления и возвращения позиций крепкой державы. И вести с нею переговоры сегодня намного сложнее, что подтвердил и завершившийся московский саммит ЕС – Россия. Подтвердил это и президент Путин – своим жестким заявлением в адрес Латвии: уступок больше не будет.

В тупиковых межгосударственных отношениях первый шаг делает тот, кто умнее. В августе прошлого года, прислав г-же Вике-Фрейберге приглашение на празднование 60-летия Победы, Владимир Путин предложил тем самым и «чистый лист», с которого следовало начинать строить российско-латвийские отношения.

Больше того, согласившись в срочном порядке подписать пограничный договор, официальная Москва пошла на серьезные внутриполитические издержки, отказавшись от пакетного принципа. Российские радикалы не могут смириться с тем, что Москва уже не связывает договор о границе с пакетом экономических соглашений, а главное, с правами русскоязычного населения. И своей декларацией латвийские политики и подыграли тем, кто в России выступает против любого диалога с Латвией. Официальная Рига – по недомыслию ли, в амбициозном ли экстазе не увидела жеста доброй воли и встречного шага не сделала.

И министр Пабрикс, и премьер Калвитис заявили о своей позиции: отзывать или как-то дезавуировать пресловутую декларацию Латвия не будет. И тут наступает «момент истины» для президента.

«…Если Латвия внезапно решает изменить условия договора, получается, что она бесстыдно врала и не выполнила свои обещания. Я не могу этого позволить», – с возмущением подчеркнула Вайра Вике-Фрейберга.

И предложила три варианта политического решения: по примеру Финляндии забыть о территориальных претензиях и компенсировать «потерю» экономической выгодой от сотрудничества с Россией; ждать, когда Россия станет «белой и пушистой» (судя по позиции Путина, по отношению к Латвии этого не будет); или же оставить все на точке замерзания, продолжая множить политические, экономические и прочие потери. Именно этот вариант и выбрала правящая коалиция. И как поведет себя президент?

Кстати, отказ Канады предоставить безвизовый режим Латвии, а заодно и новым членам ЕС связан с неурегулированностью пограничного вопроса. И то, что газопровод Россия – Европа пойдет по дну Балтийского моря, а не через Латвию, объясняется ненадежностью Латвии как делового партнера. Так какую же «меньшую выгоду» усмотрел г-н Пабрикс в пограничном договоре, который Россия якобы вынуждала Латвию подписать?

12.05.2005 , 10:53

chas-daily.com


Написать комментарий