Кремлевская шифровка

Андрей Илларионов углядел между строк путинского послания свободу для Ходорковского

В “деле ЮКОСа”, приговор по которому должен быть вынесен сегодня, может произойти неожиданный поворот. Не исключено, что главные обвиняемые — Михаил Ходорковский и Платон Лебедев — будут освобождены в здании суда.


Такой сценарий событий не исключает советник президента России Андрей Илларионов, “услышавший” намек на подобный исход дела в обращении Владимира Путина к Федеральному собранию.

Президент предупредил судей
"Судя по тексту послания, при сохранении независимости суда от органов исполнительной власти может быть принято правильное и справедливое решение, освобождающее от “налогового терроризма” двух граждан, находящихся под следствием", — цитирует заявление Илларионова агентство Интерфакс.
Напомним, в своем послании президент употребил термин “налоговый терроризм” и призвал “не загонять бизнес в тупик”. “Должна быть найдена такая форма погашения налоговой задолженности прошлых лет, которая обеспечивала бы соблюдение интересов государства, но при этом не препятствовала бы развитию экономики”, — сказал Владимир Путин, выступая с посланием в Кремле в минувший понедельник.
Как разъяснил Илларионов, президент имел в виду именно ЮКОС. "Слова о налоговом терроризме относились именно к компании ЮКОС, вряд ли какая-либо другая компания могла проходить по классификации “налоговый терроризм”, кроме ЮКОСа", — уверен Илларионов.
Отвечая на вопрос о том, надеется ли он на решение суда по освобождению руководителей ЮКОСа, советник президента сказал: “Увидим завтра, но не исключаю, что бизнесменов освободят в здании суда”.

Надежда умирает последней
Очередное скандальное заявление Андрея Илларионова вызвало крайне бурную реакцию как западных, так и российских чиновников, а также масс-медиа. Советник президента России не первый, кто отметил связь между словами Путина об избавлении от “налогового терроризма” и “делом ЮКОСа”. Правда, пока никто, кроме Илларионова, не взялся предположить, что Ходорковского и Лебедева сразу отпустят.
“Если Путин вдруг стал либералом, то в ближайшее время и Ходорковский и Лебедев выйдут из тюрьмы. Но при условии, что их будут судить по закону и по совести”, — заявил российской газете КоммерсантЪ совладелец Group Menatep Леонид Невзлин. Ему вторит и председатель координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин: “После такого послания приговор не должен быть чрезмерно строгим. Это знак, чтобы было принято сбалансированное решение, которое устроило бы и государственников и либералов”.

Другой римейк
Впрочем, много и таких, кому заявления Путина оптимизма вовсе не добавили. "Если бы это было так, то Ходорковского должны были торжественно ввести в зал и президент с ним должен бы трижды расцеловаться. Но у нас время римейков, и сейчас период “Брежневщина-2”: тогда мы боролись за мир, права человека, приняли самую демократичную конституцию, а людей сажали в политлагеря и психушки", — считает независимый депутат Владимир Рыжков.
“Слова президента действительно весьма либеральны, но это слова. Последние 13 лет я провел в России, и меня здесь мало чем можно удивить. Решение об освобождении Ходорковского меня бы как раз удивило”, — заявляет председатель Международного московского банка Илкка Салонен.
А депутат-единоросс Александр Лебедев отметил, что “де-юре послание никакого отношения к процессу над Ходорковским иметь не может”. По его мнению, “если Ходорковского отпустят, то это как раз будет свидетельством зависимости российского суда от политической воли властей, так как до сих пор весь ход процесса указывал на то, что милости от правосудия его фигурантам ждать не приходится”.
Не верит в жест доброй воли со стороны Путина и немецкая Berliner Zeitung. "Президент призвал налоговиков больше не “терроризировать” бизнес. Сильные слова, которые, однако, не нужно воспринимать буквально. Ведь они ни в коем случае не означают, что находящиеся под следствием уже полтора года Ходорковский и его команда из ЮКОСа могут рассчитывать на снисхождение судей. Ведь Путин сказал “больше не”. Все, что произошло до сих пор, сохраняет силу", — считает издание.

В ожидании чуда

Сегодня Мещанский суд Москвы должен вынести приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Прокурор потребовал осудить их на десять лет. Насколько мне известно, подсудимые и команда их адвокатов готовятся к худшему.
Мне очень хотелось бы, чтобы приговор был оправдательным. Потому что по-человечески мне всегда был симпатичен МБХ, как все теперь называют Михаила Ходорковского, с которым я познакомился еще в 1992 году, когда он — тогда еще молодой глава банка МЕНАТЕП — впервые дал интервью молодой программе Итоги.
Когда же много лет спустя МБХ стал заниматься не только бизнесом, но и общественной деятельностью, попал в опалу, а потом и вовсе оказался за решеткой, спокойствие, достоинство и мужество, с которым он себя повел, стали вызывать уважение, а временами и просто восхищение.
Мне очень хотелось бы, чтобы приговор Ходорковскому и Лебедеву был оправдательным еще и потому, что такое решение мощнейшим образом оздоровило бы политическую обстановку в стране, вернуло бы всем веру в то, что в России возможно независимое правосудие. Ведь нет, пожалуй, ни одного стороннего наблюдателя, который не говорил бы о том, насколько дутое это дело, насколько очевидна его политическая подоплека.
Но в том-то и дело, что политические процессы крайне редко заканчиваются оправдательным приговором. Более того, ходят упорные слухи, что сразу после вынесения обвинительного приговора прокуратура возбудит против МБХ новое уголовное дело. Цель — не допустить, чтобы Ходорковский оказался “на зоне”, где режим значительно либеральнее, чем в Матросской Тишине, и где властям будет труднее его контролировать.
Впрочем, ходят и другие слухи. Говорят, что Ходорковскому могут дать большой срок, но условно (благо практика такая есть). Мол, суровый приговор к реальному тюремному заключению, вынесенный накануне приезда в Москву Джорджа Буша и других мировых лидеров, едва ли будет способствовать прогрессу и без того непростых отношений России с Западом.
Но, увы, что-то подсказывает: чуда не произойдет — не будет ни оправдательного, ни условного приговора. Мы знаем случаи, когда оправдывали участников расправ над мирными жителями Чечни. Мы знаем случаи, когда оправдывали убийц журналистов. Мы знаем случаи, когда оправдывали устроителей терактов. Мы знаем случаи, когда оправдывали явных коррупционеров. Был рекордный случай, когда бывшего министра юстиции Валентина Ковалева за хищения приговорили к 9 годам условно. Скандально известного бывшего главу Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова приговорили к шести с половиной годам условно, а на днях сняли с него судимость.Увы, боюсь, что с Ходорковским и Лебедевым все будет иначе. Судьба Ходорковского решается не в суде. Я уверен — его судьбу будет решать лично президент Путин. Судя по тому, что происходит с остатками ЮКОСа и с его несчастными сотрудниками, есть решение вести войну на полное уничтожение.
То, как Ходорковский и Лебедев держатся все время, пока длится этот неправедный суд, дает мне уверенность, что они готовы с достоинством встретить самый несправедливый вердикт.
В конце концов, не важно, какой срок они получат. Важно, когда они обретут свободу. Случится же это, я уверен, после того, как в России сменится власть. Ждать осталось не так уж долго. Я желаю им мужества и терпения. И дай Бог, чтобы я ошибался и свобода пришла к ним гораздо скорее.

27.04.2005 , 11:58

Ольга ПАВЛОВА


Темы: ,
Написать комментарий