2009–й: жизнь на грани дефолта

Год начался с революции, а закончился апатией. По традиции мы оглядываемся на прошедший год и составляем свой топ самых значимых политических событий. В каком–то смысле правы те, кто считает 2009–й черным годом. Да, радости он не принес, зато преподнес свиной грипп. В общем, год — одно большое свинство! Единственное, что утешает: вопреки всему мы живы и, значит, вправе надеяться на то, что следующий год будет лучше.

Бунт года

2009–й войдет в новейшую историю ЛР как год попытки создать некое подобие революционной ситуации. Митинг правой оппозиции 13 января вылился в массовые беспорядки и погромы в Старой Риге. Взять штурмом пустующий сейм десятки молодых людей не смогли, но все равно очень сильно напугали правящих политиков. А президент тут же потребовал от парламента провести конституционную реформу. В итоге эта реформа не получилась, но зато депутаты согласились внести в Основной закон поправку, которая дает народу право инициировать роспуск сейма! Правда, этим правом избиратели смогут воспользоваться только после выборов уже следующего парламента.

Бунт 13 января ускорил и падение правительства Годманиса. Новое правительство — Домбровскиса — тоже не принесло народу избавления от кризиса, да что там избавление, оно не принесло даже надежду на скорое окончание кризиса…

Подарок года

Летом кабинет Домбровскиса преподнес основной части своего населения — а это пенсионеры, их более 400 000! — “царский” подарок в виде спешного уменьшения пенсий. Работающим пенсионерам пенсию урезали аж на 70%! О том, что часть денег государство у пенсионеров заберет, правящие сообщили буквально на следующее утро после муниципальных выборов. Накануне же выборов ответственные политики били себя в грудь и уверяли, что пенсии они никогда не тронут. Что ж, правящие еще раз наглядно продемонстрировали, как они относятся к своему народу и насколько их словам можно доверять.

Приговор года

Беспредел власти по отношению к пенсионерам был остановлен только в декабре, когда Конституционный суд в пух и прах разнес все решения властей в отношении наших стариков. В какой–то степени судьи совершили подвиг, ведь правящие очень сильно давили на них, пытаясь отговорить от желания защитить пенсионеров. Очень знаковым можно считать не только сам вердикт суда в отношении пенсионеров, но и вывод, сделанный судом по поводу заключенного правительством ЛР меморандума с МВФ. Суд четко заявил, что правительство не имело права брать на себя международные обязательства, не получив одобрения сейма! Фактически суд поставил под сомнение легитимность заключенного с кредиторами соглашения.

Месть года

Январская “революция” так испугала наши власти, что они решили карать за любую последующую попытку выразить недовольство политикой правящих. Особенно наглядно это проявилось в Бауске, где к административной ответственности тут же привлекли тех простых жителей города, которые устроили несанкционированную акцию, протестуя против закрытия местной больницы! Власть дала четкий сигнал всем потенциальным “бунтарям” — мол, если не хотите получить удар демократической дубинкой, то лучше протестуйте дома на кухне или в своей кровати под одеялом. В противном случае наша месть будет очень жестокой. Этот способ реагирования на протесты подействовал, и в этом году мы более не видели серьезных протестов — жидкие пикеты хилых профсоюзов не в счет.

Страх года

Самое страшное для государства — помимо чумы и войны — это финансовое банкротство. Латвии совсем немного не хватило, чтобы стать банкротом. Когда в казне оставались деньги лишь на черный день, на помощь пришли Евросоюз и международные кредиторы. В этом году наша страна жила как наркоман со стажем — от одной инъекции до другой. Без очередной порции кредита государство просто не могло бы выполнять свои внутренние и внешние обязательства, то есть страна как никогда была близка к дефолту. Страх политиков остаться на мели был вполне обоснованным. Но, к счастью, столь печальной участи удалось избежать. Пронесло и те тысячи латвийцев, которые в “жирные годы” набрали кредиты в евро: если бы слухи о девальвации оправдались, эти тысячи латвийцев пережили бы личный дефолт.

Сенсация года

Может, наше решение покажется вам неожиданным, но на сенсацию года вправе претендовать решение правительства ликвидировать комиссию по подсчету убытков от советской оккупации. Только кризис мог заставить наших правых политиков поднять руку на комиссию, которая была создана сугубо по политическим соображениям и призвана умиротворить национально озабоченных избирателей, страдающих тяжелой формой русофобии. Если правые решились на столь дерзкий шаг — распустить оккупационную комиссию, значит, финансовое положение страны к тому моменту действительно было аховым.

Мат года

Речь идет не о шахматной игре, а о простом русском мате. Под занавес года разгорелся нешуточный скандал — телевизионщикам и правой оппозиции в Рижской думе удалось подслушать частный разговор мэра с вице–мэром. Столичный градоначальник Ушаков в этом разговоре использовал и нелитературные слова, а попросту говоря — обычные матные слова из трех–пяти букв. Кристовскис из “Гражданского союза” поднял жуткий шум, потребовал отставки мэра. Впрочем, этим скандалом национальный политик только, кажется, повысил акции Ушакова, который показал своим избирателям, что ничто человеческое ему не чуждо. К тому же, как заметили знатоки думской жизни, он, используя матерные выражения, дал весьма правдивую характеристику тем, о ком он столь нелицеприятно говорил.

Поворот года

И все–таки в этом кризисном году было и одно приятное событие. Да, речь идет о результатах муниципальных выборов. Ведь к власти, причем не только в Риге, но и во многих других городах и волостях, впервые пришли левые силы, или, точнее, лево–центристские силы в лице “Центра согласия”. Впервые в истории Латвии мэром Риги стал русскоязычный политик, причем впервые — столь молодой. Муниципальные выборы показали, что перемены в нашей стране возможны, вполне реально поколебать почти 20–летнее господство во власти правых сил. Уже в октябре следующего года мы узнаем, удастся ли результаты выборов в самоуправления повторить и на выборах в парламент. Пусть надежда на эти перемены и согревает вас, уважаемые читатели, в преддверии нового года. Но еще важнее, чтобы вы сохранили надежду на лучшую жизнь, чтобы вы сохранили надежду на лучшую жизнь в Латвии.


Написать комментарий