Их целью было добиться поддержки большинства политических групп Европарламента для того, чтобы петицию оставили открытой. В противном случае ее закрытие означало бы, что структуры Евросоюза (европарламент и еврокомиссия) не считают озвученную проблему важной и достойной вмешательства.
Первой со схожей петицией выступала Надежда Саморокова, чьи родители попали под действие поправок к Закону об иммиграции. Она назвала их применение дискриминационным по отношению к постоянным и зачастую коренным жителям Латвии. В свою очередь, Константин Чекушин объяснил депутатам и сотрудникам ЕП, кто такие латвийские русские, насколько их много, и против кого именно направлены изменения национальной иммиграционной политики. Анна Владова озвучила многочисленные юридические нюансы, включая ущемление права на личную и семейную жизнь, запреты массовых депортаций и аргументы Конституционного суда Латвии, который все же встал на сторону политиков, принявших спорные поправки. Наконец, Ольга Петкевич рассказывала и показывала реальные истории людей пенсионного возраста, зачастую немощных, которым приходится жить в страхе выселения из их дома.
«Бороться со стариками - это самый мерзкий способ защищать национальную безопасность страны, который только может быть», - заключила она, призвав членов Европейского парламента и Европейской комиссии оказать помощь Латвии в прекращении происходящего.
Член Европейской комиссии Мауро Гаглиарди в ответном комментарии отметил, что происходящее сейчас в Латвии – это ее национальный вопрос, но, как только начнутся принудительные выдворения из страны, вопрос станет общеевропейским. И тогда уже нельзя будет игнорировать европейские нормативные документы, запрещающие те или иные действия по отношению к так называемым «укоренившимся мигрантам», коими являются латвийцы с российскими паспортами, следуя терминологии правовых актов ЕС. В целом Гаглиарди обещал пристальное внимание со стороны Еврокомиссии к происходящему в Латвии.
Когда слово дали депутатам Европарламента, мнения разделились. Одним из ярых противников петиции был латвийский евродепутат Иварс Иябс. После сюжета о женщине, больной раком в 4-й стадии, он настаивал, что все это – российская пропаганда и «попытка России вмешаться в демократические процессы страны-члена ЕС». Его поддержала еще одна из присутствовавших евродепутатов от Испании, назвав заявленные петиции инструментом российской пропаганды.
В то же время другие депутаты были на стороны заявителей. Отмечали, в частности, что подобное отношение к простым представителям рабочего класса неприемлемо в стране ЕС, и по аналогии с ним можно было бы выслать миллионы людей из стран-членов. Однако этого не происходит и не произойдет. Другая евродепутат от Испании была категорична: неважно даже, голосуют ли эти люди за Путина, - это не повод высылать их из страны. Страны демократической!
Евродепутат Нил Ушаков подчеркнул, что на последние выборы президента РФ в Латвии явились всего чуть более 2% от имеющих право голоса жителей Латвии.
«Российское гражданство они в свое время приняли по причине крайней бедности», - напомнил он.
В итоге большинство политических групп Европарламента, включая ту, в которую входит Ивар Иябс, поддержали «открытый» статус петиции в защиту латвийских стариков с российскими паспортами. Это означает, что Евросоюз будет держать руку на пульсе, и те, кто решит не смиренно выполнить выданное им распоряжение на выезд, а будет бороться за свои права жить у себя дома, может рассчитывать в том числе на защиту европейского уровня.