12 фактов о царе Иване Грозном

К словам Ивана Грозного в бессмертной комедии "Казань? Брал! Астрахань? Брал!" можно смело добавить "Динабург? Брал!". И не только брал. Иван Грозный устроил в Динабурге свою штаб-квартиру.

Именно этому русскому царю приписывают перенос Динабургской крепости на место, где сейчас расположен Даугавпилс, а не двадцатью километрами ниже по течению – как первоначально построили крепость рыцари Ливонского ордена.

1. Две недели русские осаждали Динабург, обстреливая его из пушек ядрами весом до 20 пудов (свыше 300 кг). А потом несколько дней гуляли, отмечая победу. Правда, обычно кутил только царь с особо приближенными. “Армия должна быть трезвой”, – так считал Иван Васильевич.

2. В походных условиях особо не до изысков типа жареных павлинов, но столы тоже ломились от яств. Царь очень уважал жареных поросят. Для него молочного поросенка кололи и сразу же особым способом спускали кровь, чтоб нежное мясо было белым. Тушку обдавали кипятком, выскабливали щетину, промывали, нанизывали на вертел и – на огонь. Перед подачей на стол поросенка обильно натирали соленым огурцом. Но больше всего Иван Васильевич жаловал стерлядку паровую да щи зеленые со снетком (снеток – разновидность рыбы-корюшки).

3. Все у Ивана Васильевича было, но когда жизнь становилась не мила и страх терзал бессонными ночами – отправлялся царь “по бабам”. А было это так… Ехал царь по селению и высматривал женщин. Девку, которая приглянулась, Иван Васильевич приказывал привести к себе. Если полюбовно договориться не удавалось или же особа была замужней, поступали просто: царь с прислужниками врывался в избу, мужа вязали, а женщину насиловали на глазах у ошалевшей от страха родни. Иностранцы в своих воспоминаниях писали, что после подобного развлечения жертву зачастую умерщвляли, а труп выбрасывали.

4. Иногда женщин просто воровали и привозили в царские палаты. Строптивых запаковывали в мешки и топили в болоте. Покладистых – тех, которые не спешили вырвать царю бороду и врезать ему между ног – позже отправляли восвояси с наказом так же ублажать родного супруга.

5. Можно было на девок устроить облаву – была такая забавная царская потешка. Девиц раздевали донага, и Иван Васильевич гонялся за ними с луком: тощим стрелял в лопатку, толстушкам – в ягодицы. Не брезговал Иван Васильевич и дамами зрелого возраста.

6. Впрочем, у Ивана Грозного были и официальные жены: семь венчанных, одна, как сейчас говорят, сожительница. Но судьба их была ничем не лучше судьбы простых девок. В первый раз Иван Васильевич женился в 16 лет на горячо любимой Анастасии Захарьиной. Невесту для царя выбирали по всем правилам современного конкурса красоты. Он остановился на 16-летней скромнице Анастасии. Царица была женщиной невысокого роста, темноглазой, с роскошной темно-русой косой почти до пят. Пожалуй, это были самые спокойные годы в жизни Ивана Грозного. Анастасия родила царю шестерых детей (из которых выжили только трое) и скончалась в возрасте 25-26 лет. Но и сам Иван Васильевич, и современники считали, что царицу отравили.

7. Горевал царь недолго: через месяц он женился на дочери кабардинского князя, красавице Кученей, которую после принятия православия нарекли Марией Темрюковной. Надо сказать, что по характеру вторая жена Ивана Васильевича была настоящей стервой. Чтобы добиться от царя исполнения своих желаний, своенравная черкешенка была готова удавиться в петле. Прожила Мария Темрюковна недолго – как и все царские жены.

8. Третьей женой Ивана Грозного стала Марфа Собакина. Ее царь выбирал из двух тысяч голых невест. Но через несколько недель молодая начала тосковать и вскоре умерла, так и не испытав радости первой брачной ночи. И только в наши дни стало известно, что Марфу отравили, как и первую царскую жену.

8. Четвертой женой Ивана Васильевича стала Анна Колтовская, имевшая на своего супруга огромное влияние. Этот период историки назвали “временем бабьего царства”. “Царство” длилось менее года. Царь сослал жену в монастырь, где она быстро отдала Богу душу.

9. Пятый брак, с Марией Долгорукой, оказался самым коротким – невеста оказалась не девственницей, продемонстрировав в постели искусное умение ублажать мужчин, за что на следующий день после брачной ночи была утоплена в пруду.
Диких коней запрягли в возок, на котором была привязана Мария, и по льду выпустили на пруд. Кони ушли под лед вместе с царицей.

7. О шестой жене известно лишь, что она была и что звали ее – Анна Васильчикова. Есть предположение, что она была сослана в монастырь и умерла насильственной смертью. Седьмой царской женой (точнее, сожительницей) стала супруга царского стремянного Никиты Мелентьева – Василиса Мелентьева. Никиту отравили, а вдова переселилась в царские палаты. Но счастье было недолгим. Царь уличил Василису в неверности: ее любовника убили, а женщину связали, заткнули кляпом рот и похоронили в соседнем гробу в одной яме с любовником.

9. Восьмой женой стала красавица Мария Нагая, терпеливо сносившая царские побои и издевательства. Царю было немногим более 50 лет, но выглядел он настоящим дряхлым стариком. В последние годы он практически не мог передвигаться – его перемещали на носилках. Но это не помешало Ивану Васильевичу подумывать о девятой женитьбе – на родственнице английской королевы. Однако неожиданно – во время шахматной партии – он умер.

Кстати

Когда полвека назад российскими учеными была вскрыта гробница Ивана Грозного и проведен анализ царских останков, получен невероятный результат – концентрация ядовитой ртути в теле покойного царя в тысячи раз превышала допустимую норму! Вывод: или Ивана Грозного постоянно травили, или таким варварским методом лечили от сифилиса.

В те времена была известна странная немощь, называемая болезнью “бешенного шляпника”. Распространена она была среди мастеров шляпных дел, так как ртуть (или как ее обычно называли – “серебрянная вода”) тогда использовалась при производстве головных уборов. Основные симптомы этой болезни: постоянная бессонница, депрессии, сменяющиеся приступами буйства и помешательства, безотчетный страх и мания преследования. Постоянное отравление ртутью вызывало в организме человека изменения на генном уровне и, как следствие, появление на свет неполноценного потомства.

Анализ останков умерших сыновей Ивана Грозного показал, что один из его отпрысков – третий сын от первой жены – был слабоумным. Из чего ученые сделали вывод, что особенно интенсивно царя начали травить в период с 1554 по 1557 годы.

А именно в конце июля 1557 года царь Иван Грозный жил в наших краях…

13.08.2009 , 12:56

"Наша газета"


Написать комментарий