Сутки в изоляторе за соучастие

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Но именно из-за полного отсутствия законодательных знаний сегодняшняя молодежь и попадает в самые скверные ситуации.

В последние годы в Латвии в целом и в Даугавпилсе в частности участились случаи, когда молодые люди звонят в оперативные службы и сообщают о якобы заложенной в том или ином месте бомбе. “Минируют” все – вокзалы, школы, чтобы сорвать контрольную или экзамен, а в Даугавпилсе “минированию” подвергается даже суд. За последние несколько лет нынешнее “минирование” – это уже как минимум шестое сообщение о заложенной в здании суда бомбе. Юноши думают, что это простая шалость. И не ведают, что согласно статье 2311 Уголовного закона ЛР, за эту “шалость” предусмотрено достаточно суровое наказание – аж до пяти лет лишения свободы. Это, надо думать, хорошо запомнила группа молодых людей, недавно “заложившая бомбу”.

Как уже сообщала газета “СейЧас”, 16 июня в дежурную часть полиции поступило сообщение о том, что в здании суда заложена бомба. На место происшествия выехали спецслужбы, люди из здания были эвакуированы, а работа суда оказалась парализованной на достаточно продолжительное время. Часть судебных процессов была отложена на более позднее время, а это лишние затраты. Как человеческого ресурса, так и финансовых средств.

Нетрудно догадаться, что никакой бомбы в здании суда найдено не было. Зато полиция достаточно быстро вышла на злостных хулиганов. Через два дня после звонка группа молодых людей, подозреваемых в организации и осуществлении сообщения о якобы заложенной в суде взрывчатке, была задержана. А для 18-летней Кристины “шалость” знакомого обернулась настоящим кошмаром. Надо полагать, что урок, полученный за сутки, девушка запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Дело было так: 16 июня в Даугавпилсском суде рассматривался судебный процесс в отношении нескольких молодых людей. К уголовной ответственности они привлекались за многочисленные кражи по сговору в группе лиц. В том числе из помещений и в крупных размерах. Среди обвиняемых был и близкий друг Кристины – Геннадий.

Конечно, Кристина пришла на судебный процесс. Вместе с сестрой Геннадия и несколькими его друзьями и подругами. Как рассказала Кристина, в какой-то момент у нее попросили дать 70 сантимов. В тот момент она даже не подозревала, зачем знакомому понадобились деньги. Правда, девушка не отрицает – разговор о том, что не помешало бы позвонить и сообщить о заложенной бомбе и тем самым сорвать судебный процесс, она слышала. Откуда появилась эта идея у друга Геннадия Евгения, зачем понадобилось это делать, на данный момент выясняет полиция. Но можно предположить, что кто-то надоумил молодого человека – чем дольше, мол, будет откладываться суд, тем реальнее, что его товарищ Гена будет освобожден из-под стражи. А вот если бы Евгений читал прессу, смотрел по телевизору не только боевики, но и новости, в том числе криминальные, то знал бы – несмотря ни на какие переносы, Гену никто из-под стражи не освободит. Особенно, учитывая, что статья, по которой обвиняется Геннадий, достаточно серьезная – от 3 до 15 лет лишения свободы. Своим же звонком Евгений не только оказал медвежью услугу другу, но и заметно осложнил жизнь себе (18 июня он был арестован).

– В процессе был объявлен перерыв, – рассказывает Кристина. – Когда мы вышли из зала, Женя сказал, что надо звонить. Причем при звонке должны присутствовать все – чтобы не было крайнего. Я попросила этого не делать, но Женя не стал слушать. Я надела наушники и стала слушать музыку. Шла последней.

“Шутка” удалась. А через два дня в квартире Кристины (впрочем, как и остальных фигурантов) раздался телефонный звонок. Сказали, что звонят из полиции, попросили встретиться. Договорились, что встреча состоится на Химии, возле магазина “Бета”. По словам Кристины, когда она пришла туда, полицейские сразу же предложили сесть в оперативную машину. Кристина наотрез отказалась и потребовала объяснить, почему ей нужно куда-то ехать. Однако, как рассказывает Кристина, вразумительного ответа не последовало. Зато полицейский заявил, что если она не послушается, придется применить силу и отправить в тюрьму. В общем, девушка подчинилась требованию. В управлении полиции ею занялся один из сотрудников.

– Он сразу сказал, чтобы я что-то рассказывала. Я переспросила, что, собственно, рассказывать? Не совсем поняла, чего от меня хотят. Тогда следователь стал грубить, обозвал дурой и пригрозил, что меня посадят в тюрьму на семь лет, – вспоминает Кристина.

В общем, девушка замкнулась, и диалога не получилось. И тогда полицейский принял решение посадить Кристину в изолятор временного содержания. Там она просидела сутки. До тех пор, пока не вмешалась газета “Сейчас”, куда 19 июня после полудня обратилась растерявшаяся и обеспокоенная мать задержанной девушки.

На допрос девушку привели уже в пятом часу. Допрашивал Кристину дознаватель Витольд Гаркалнс, к которому у девушки никаких претензий не оказалось. По словам Кристины, дознаватель вел себя предельно корректно и профессионально. После допроса девушку отпустили. По делу, скорее всего, как и остальные фигуранты, она будет проходить в качестве свидетеля. Хотя первоначально ей заявили, что она будет соучастницей преступного деяния.

Что касается действий сотрудников Даугавпилсского городского и районного управления полиции (ДГРУП), то, по заявлению исполняющей обязанности помощника начальника ДГРУ Анастасии Лайзане, полицейские действовали согласно требованиям законодательства и законы не нарушили. Что же касается грубости со стороны сотрудников полиции, то девушка или ее представитель (в данном случае мама) могут обращаться с жалобой в прокуратуру. В этом случае будет проведено расследование.

Впрочем, на данный момент никто не обвиняет полицию Даугавпилса в грубых нарушениях законодательства. Да, полицейские имели право задержать девушку и поместить в изолятор временного содержания. Есть у них такое право. Но закон также оговаривает, что сотрудники правоохранительных органов должны действовать так, чтобы нанести наименьший моральный вред человеку, даже если его подозревают в совершении преступного деяния. Не говоря уже о здоровье. А проведя сутки в камере-одиночке без окон, полностью теряя ощущение реального времени, не имея возможности даже нормально помыться (по словам мамы Кристины, в передачи сменного белья и предметов личной гигиены, например, зубной щетки было отказано), психологическую травму может получить даже человек, прошедший огонь, воду и медные трубы… А о девушке, которой только-только исполнилось 18, и говорить не приходится. Из это следует вопрос: почему же сотрудники полиции в отношении Кристины не избрали другую меру пресечения? Например, почему не выдали повестку о явке на допрос на следующий день? Конечно, можно зубами уцепиться в букву закона, позволяющую применять самые жесткие меры. Но если подходить к данной ситуации чисто с человеческой точки зрения? Ведь можно было представить, как будут переживать мама и бабушка девушки. А бабушке, между прочим, пришлось вызывать скорую помощь. Впрочем, и самой Кристине следовало подумать, сколько переживаний она может принести своим самым близким людям, прежде чем ввязываться в описанную авантюру. Ведь зная о готовящемся звонке, девушка вполне могла не идти вместе со всеми. Но, видимо, сыграл свою роль принцип стаи – все, так все.

Что касается организатора и исполнителя звонка с сообщением о заложенной в здании суда бомбе Евгения, то, как уже отмечалось, он был арестован. Его участь будет решать суд. Каков будет приговор – покажет время. Ясно одно: суд подойдет к этому делу весьма строго, и выплачивать материальный ущерб, нанесенный государственным институциям, придется однозначно.

Со своей стороны мы не собираемся никого ни в чем обвинять. Мы лишь хотим, чтобы наши читатели сделали из этой ситуации соответствующие выводы, поговорили со своими детьми и объяснили, какими серьезными могут быть последствия, если ты нарушаешь закон…

Игорь АМЕЛЬКА

27.06.2009 , 15:23

"Сейчас"


Написать комментарий