Этнократия в нашей стране невозможна?

«Этнократия у нас невозможна», - заявил не так давно в «Часе» известный латвийский политолог и директор только что созданного Института исследований России Карл Даукшт. Вселяющее надежду утверждение, но в то же время не совсем понятное. Ведь если этнократия в Латвии невозможна в принципе, то какой тогда политический режим был в Латвии после переворота 15 мая 1934 года? И какой тогда режим сформировался в Латвии после 15 октября 1991 года?


Разберемся с терминологией

«Не могу согласиться, что в Латвии создается этнократическое государство, – заявляет профессор Карл Даукшт и поясняет: – Этнократия – это представительство одного этноса (народа) не только в политических, но и экономических, культурных и прочих сферах. Разве культура у нас этнократическая? И в экономике проявляется русский, еврейский, германский, норвежский капитал».

В изданном в 1995 году Институтом этнологии и антропологии РАН «Своде этнографических понятий и терминов» дается следующее определение этнократии: «Этнократия – система власти, при которой на государственных постах находятся (явно преобладают) люди одной национальности (этнической принадлежности), использующие эту власть в националистических целях (выделено мной. – В. Г.)….Явления этнократии обычно усиливаются в результате недемократической системы выборов, лишения иноэтнических групп гражданства и т. п., что ведет к обострению межнациональных конфликтов».


А известный российский социолог Ж. Тощенко указывает, что «этнократия – это форма политической власти, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб представителям других наций, народностей и национальностей».

Причем не только в политике, но и в экономике, культуре и прочих сферах.

Кстати, в Европе еще 8 ноября 2002 года (через месяц после состоявшихся в том году выборов в Сейм) пришли к выводу, что в Латвии сложился долговременный дефицит демократии. То есть формально демократия в Латвии вроде как бы и есть (для тех, кто правит), а на деле ее как бы и нет (для тех, кем правят, и в первую очередь для национальных меньшинств).

Националистические цели этнократии

Профессор Карл Даукшт утверждает: «Русский язык чувствует себя в Латвии уверенно, русских газет выходит едва ли не больше, чем латышских. Какая этнократия такое потерпит и о каком моральном терроре можно говорить?»

Действительно, русских газет в Латвии сегодня издается много. Но является ли этот факт гарантией того, что и завтра положение останется таким же? Увы, нет. Уже через несколько лет ситуацию может радикально изменить так называемая школьная реформа, поскольку русских читателей становится все меньше.

Сейчас много говорят о том, что школьная реформа была задумана в целях повышения конкурентоспособности русскоязычных детей. Но главные ее идеологи – Байба Петерсоне, Байба Кинстлере и Ина Друвиете – еще в середине 1990-х годов открыто заявляли, что основная цель реформы – перевод русской школы на латышский язык. В результате должно увеличиться количество жителей, которые идентифицируют себя как латыши. То есть главная цель образовательной политики – это последовательная ассимиляция инородцев, относящихся в первую очередь к русскому лингвистическому меньшинству, а вовсе не повышение качества образования.

Реализация такой «образовательной политики» – фундамент «латышской Латвии», которую сейчас пытаются строить латвийские власти. Однако создание такого государства в условиях многонационального образования, каким является Латвия, мирным путем невозможно.

Что в итоге?

Профессор Карл Даукшт утверждает: «Да, подчас политики различных мастей пытаются сотворить этнократическое государство. Но они хотят нажить политический капитал, удовлетворить собственные интересы. Этнократии в Латвии никогда не будет!»

Так ли уж радужны наши перспективы, если среди этих политиков президент Латвии, Кабинет министров в полном составе, 75 депутатов Сейма и подавляющее большинство депутатов местных органов власти? Если Фонд интеграции ежегодный Приз согласия вручает чиновнице МОН Эвии Папуле, отвечающей за реформу школ нацменьшинств? Если от проводимых регулярно выборов до сих пор отстранен каждый пятый житель страны и какими бы в итоге ни оказались их результаты, большинство все равно будет за крайне правыми, стремящимися к созданию утопической «латышской Латвии»?

Но всего этого профессор Карл Даукшт старается не замечать. Хотя очевидно, что строительство «латышской Латвии» несет угрозу культуре национальных меньшинств, а также направлено на вытеснение нелатышей из латвийского бизнеса.

05.03.2005 , 13:37

chas-daily.com


Написать комментарий