250 латов за Аллу Пугачеву без лицензии 3

В середине XIX века два композитора пришли в ресторан, где музыканты играли сочиненную ими музыку, и отказались платить за обед, аргументируя это тем, что за их музыкальные творения, исполняемые для развлечения посетителей, ресторан авторам ничего не платит, и, следовательно, они за обед тоже ничего не должны. Судебный процесс против владельца ресторана композиторы выиграли. Подобные случаи впоследствии послужили поводом для создания законов, закрепляющих за авторами права на их произведения.

Основной массе латвийских предпринимателей хорошо известна аббревиатура AKK/LAA. А вот полное наименование организации: “Агентство по авторским правам и по коммуникационным консультациям/Объединение латвийских авторов”, скрывающееся под ней, назовет не каждый. Создано агентство в интересах авторов. Цель – реализация коллективного управления авторскими правами в соответствии с законодательством ЛР и международными конвенциями, а также для реализации деятельности, направленной, как утверждается, не на получение прибыли, а исключительно на пользу обществу в сфере образования, науки и культуры – вот так-то!

Эра дармового пользования чужим продуктом закончилась весьма болезненно для нашего бизнеса. Например, крупнейшую радиостанцию Латвии Radio SWH бдительное AKKA/LAA едва не разорило, подав в суд иск на 641 тыс. латов. Столько, по мнению агентства, Radio SWH задолжало авторам за трансляцию их музыкальных работ с 1999 по 2001 годы. Осенью 2008 года AKKA/LAA обратилось с иском в суд на предмет запрета использования на Международном фестивале “Балтийская жемчужина” музыкальных работ нескольких заслуживших мировое признание авторов. AKK/LAA посчитало, что права авторов музыкальных произведений, которые оно представляет, нарушаются в рамках фестиваля – их музыка без соответствующего разрешения используется путем публичного исполнения во время демонстрации фильмов.

Публичное звучание, исполнение, трансляция – это исполнение произведения в общественных местах, а также в местах, доступных для каждого члена общества: в гостинице, кафе, на дискотеках и т. д., независимо от того, исполняет ли песню группа или она звучит по радио, ТВ или в магнитофонной записи. За каждую песню, хотя бы раз исполненную на радио, дискотеке или концерте, следует платить авторский гонорар. Мероприятие не считается публичным, если на нем присутствуют только члены семьи, также гонорар не взимается за музыкальные произведения, звучащие во время официальных государственных церемоний и церковных служб.

Ария Крейтусе, специалист LAA/АКК (Рига) по выдаче лицензий, в телефонном разговоре сказала:
– Закон соблюдения авторских прав в Латвии опубликован 27 апреля 2000 года. Изменения в него внесены 23 февраля 2007 года. Выдачей лицензий в республике, кроме нашей организации, занимается LAIPA. Мы защищаем права авторов, а LAIPA – исполнителей при публичном звучании, кроме непосредственно концертов исполнителей.

Если музыка звучит в автомобиле фирмы, то на это тоже необходима лицензия. Я курирую Даугавпилсский район, довожу до сведения предпринимателей информацию о необходимости таких лицензий. Существует план проверок. LAA/AKK штрафные санкции не накладывает – это компетенция отдела защиты интеллектуальных прав при Экономической полиции. Наше дело информировать полицию об имеющих место нарушениях. Штрафы грозят в первую очередь тем предпринимателям, которые никак не отреагировали на наши замечания в течение установленного для этого времени. При плановых проверках берем с собой бланки, чтобы сразу можно было оформить заявку на лицензию. Сама лицензия высылается по почте. Есть возможность оформить лицензионной заявки и через интернет. Существуют тарифы, разработанные и подтвержденные LAA/АКК, которое представляет около 3000 латвийских авторов: поэтов, композиторов, писателей и т. д., а также около 4 млн зарубежных авторов. У нас нет прямых договоров с каждым из них. Действуем через представительства авторов в европейских странах, в США и России.

Тарифы устанавливаются в зависимости от площади помещения и от количества жителей, проживающих в городе. В рижском магазине или парикмахерской стоимость одного квадратного метра, на который распространяется звучание музыки, равняется одному лату в год. Для Даугавпилса это 90 сантимов в год за квадратный метр, в Илуксте – 65 сантимов. Деньги от административных штрафов поступают в госбюджет. Стараемся контролировать наличие лицензий на местах, но в практике достаточно случаев, когда для соблюдения законопорядка приходилось обращаться в суд. В конце концов, если у вас плохо идет бизнес, выключите радио. Когда ситуация улучшится – включите. Соблюдение авторских прав после вступления Латвии в ЕС стало более актуально. Что касается тарифов, то по сравнению с другими европейскими странами у нас они чуть меньше.

Агнесса Карсе, специалист по связям с общественностью (LAA/AKK), пояснила:
– Автор, заключив договор с LAA/AKK, из стоимости лицензии предприятия получает не более 24 % авторских. Если, например, владелец французского ресторана желает, чтобы в заведении звучала только французская музыка определенных авторов, то он может заполнить специальный отчет, и деньги будут перечислены именно им. Ясно, что если в магазине целый день играет радио, иногда на разных станциях, невозможно проследить за каждой песней и подать список в агентство. Поэтому агентство по авторским правам делит деньги в соответствии с радиопрограммами или таблицами популярности песен (топами). То же самое относится и к дискотекам. Латвийские авторы заключают с нами договор. Например, Р. Паулс получает свои авторские гонорары регулярно. В случае если автор музыки не заключил договор, а его произведения звучали публично, авторские деньги по закону хранятся в течение трех лет, и в это время есть возможность заявить о своих правах на них. Договор о соблюдении авторских прав на музпроизведения может быть заключен на любой срок, даже на одно мероприятие.

Авторские права охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти, переходя к наследникам автора. Права на разработку базы данных охраняются в течение 15 лет с момента ее окончания. После окончания срока действия авторского права (Бетховен, Бах, Моцарт) работа считается находящейся в публичном пользовании. Это означает, что любой может переиздавать работу или использовать ее другим образом, не выплачивая авторское вознаграждение. При этом запрещается изменять работу, необходимо указывать, кто ее автор.

Арнис Трубиньш, начальник Экономической полиции (Даугавпилс):
– Согласно Административному кодексу, за нарушение, касающееся отсутствия лицензии, предусматривающей оплату тарифов авторских прав и прав исполнителей, на предприятие может быть наложен административный штраф в размере от 50 до 250 латов. При необходимости инспектор экономической полиции не только составляет протокол, констатируя нарушение, но и изымает диск или кассету. В таких случаях для определения конкретного автора музыки или исполнителя музыкального произведения назначается экспертиза, результат которой мы отправляем в Ригу, в LAA/AKK.

Заглянув в несколько парикмахерских салонов города, кафе и магазинов, я составила некоторое представление о ситуации в Даугавпилсе с наличием обозначенных выше лицензий. Сразу скажу, что мои простые вопросы почти у всех предпринимателей вызывали если не шок, то уж не восторг точно. Трудно нашему бизнесмену сегодня. Каждая копейка на счету, а тут еще за музыку плати – вот и не горят желанием с прессой общаться. В коротком разговоре все утверждали, что лицензия AKK/LAA у них имеется. Тем не менее, несмотря на мои прозрачные намеки, никто ее не показал, а требовать я права не имела. Только одна тренер по аэробике, открывшая недавно свое дело, наивно и честно призналась, что впервые слышит об авторских правах. Супермаркет в центре Даугавпилса распоряжается музыкой на свое усмотрение: хочет – включит для арендующих помещения магазинов, а не хочет – не включит. Ни на первом, ни на втором этаже сладкозвучных песен я не услышала, значит, и такие монстры экономический эффект на полную катушку включили.

Зато в бассейне Пугачева по-прежнему утверждала, что он-таки “холодный, как айсберг в океане”. Заговаривать с администрацией о лицензии на “айсберг” мне показалось крайне неуместным. Заведующая одной из парикмахерских, отказываясь назвать свое имя, поведала, что за 100 квадратных метров звучания в салоне платит 100 латов в год. Куда идут эти деньги, понятия не имеет, спрашивать об этом не желает, и никаких проверок пока не было. А один предприниматель, опять же парикмахерского дела, придумал платить за маленький метраж, установив магнитофон в закутке рабочего кабинета, но дверей кабинетная конструкция не имеет, и музыка свободно разносится по всему стригуще-бреющему пространству уже 8 лет. В двух кафе мне объяснили, что лицензия, конечно, есть, а как же иначе – святое дело! Но она находится в Риге, у руководства. Посоветовала держать на месте копию, мало ли что…

Кстати, проверить наличие такой лицензии может не только экономическая, но и муниципальная полиция – есть у нее такие права. А у кого права – тот, как известно, и прав.

Жанна ЧАЙКИНА

19.02.2009 , 16:24

"Сейчас"


Написать комментарий

клоуны ))

Да нет не клоуны, а прям иллюзианисты какието.Прикини как из ничего деньги делать,а у них получается.

У нас пока тихо с авторскими, а вот в Риге эта ЛАА очень даже активизировалась в последнее время

Написать комментарий