Липовые цифры радужных отчетов

Почему бурное процветание вдруг обернулось глубочайшим кризисом? Каким образом пухлые и розовощекие, как свинья, показатели экономического роста страны и радостные вопли экспертов о всеобщем благоденствии привели к банкротству?

Врут не только календари?

Первый шок от провала страны в глубокую пропасть и “мгновенного” обвала экономики потихоньку проходит, публика задается вопросом: а как же такое могло случиться?

И хотя только слепец не мог не видеть надвигающегося шторма, очки постоянно пудрили цифрами. Совершенно абстрактными, но магическими. Например, в преддверии спуска в пучину, рапорт Статистического управления о геркулесовых успехах народного хозяйства гласил, что ВВП в стране вырос аж на 11%.

Попытки продраться от процентов к реальным показателям в бравурных докладах были совершенно тщетны. Рост! Дикий и необузданный! А что росло? Инфляция!

Ласкающий слух процент роста ВВП рассчитывается исходя из стоимости товаров и услуг. А не в реальных метрах, литрах, килограммах. Спекуляция недвижимостью, смена ценников в магазинах быстрее вращения колеса лототрона питали рост ВВП. При этом физические параметры того, что можно было пощупать, съесть, выпить или одеть, уменьшались. Рост же продаж происходил за счет влезания населения по самые уши в пожизненные долговые обязательства перед банками. Поэтому экономические отчеты и пестрили оптимистическими процентами… В третьем квартале 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года рост ВВП в Латвии был вторым по величине в Европе — 11,1%! При этом в Германии ВВП составил лишь 2,5%, а покупательная способность жителей Латвии оценивалась вполовину меньше, чем у немцев.
Независимые эксперты, передопачивая груды торжественных реляций, сопоставляя проценты с физическими величинами, пытались звонить в колокольчик, предвещая опасность. Но их голос тонул в ритме бравурных маршей. Наконец меха органа прохудились — и воздух вышел…

Так, в 2007 году дефицит текущих счетов перепрыгнул 20% от уровня ВВП, что в два раза больше, нежели критическая черта. В перерасчете на понятные величины это означает: зарабатывая по 4 лата, тратили 5 латов. И лишь за счет различных кредитов, лизингов и овердрафтов, предлагаемых банками. И отдавать это, да еще и с процентами, оказалось превыше возможностей. Финансовая пирамида взорвалась изнутри и рухнула. Прибив своими обломками кредиторов, заемщиков и производителей.

И сам обманываться рад

Система государственного учета и отчетности — структура независимая. Но полагать, что она совсем подвержена давлению извне, тоже наивно. Скорее всего, от статистов требовали подтверждений успешного развития. И те, по–видимому, прилагали немало усилий, дабы получаемые цифры повернуть более презентабельной стороной. То есть картина не отражала реального плачевного положения дел.

Исходя из нее составляли планы светлого будущего, выпекали грандиозные проекты развития, планировали библиотеки, концертные залы, под них создавали структуры — всевозможные агентства “трех братьев” да “скултских путепроводов”, “межапарков” и “поступательных развитий”, которые нещадно пожирали средства, не принося ничего взамен. Народ, чувствуя глубокую уверенность в завтрашнем дне, выгребал лопатами из банков кредиты под свое счастливое будущее.

Чинодралы рангом пониже, получая радужные прогнозы сверху, варганили под них свои отчеты. С этих прогнозов рисовали бюджет. В итоге — скоро Пасха, бюджета у Риги нет и не предвидится, потому что розовые прогнозы сменились серыми, серые — черными, а сейчас поступления в казну вообще вилами по булыжнику перед сеймом писаны.

При всем том и в министерствах кресла просиживают толпы аналитиков, за народные деньги верстающие планы будущего. Где их негативные прогнозы прошлого года, позапрошлого? Их нет! Они тоже поддались красивым статпроцентам? Или нажиму руководства родить нужный прогноз? Получается, либо там “валенок” в экспертах держат, либо у всех официальных структур руки связаны гордиевым узлом и доверять им попросту нельзя…

Ну и?..

Сейчас снова раздаются рекомендации, предлагают запустить программы по переквалификации безработных в те профессии, которые востребованы в народном хозяйстве. Отличное предложение! Скажите, а кто востребован? Кого зазывают на работу и ждут с распростертыми объятиями? Никого. На одну куцую вакансию 24 безработных кандидата.

Опять–таки прогноз по безработице сделан в 12%. Спасибо, утешили. Затратив немалое время, удалось от процентов продраться к реальным цифрам. И у меня получилось, что на 19 декабря безработных в стране было 83,5 тысячи человек. И это только начало — ведь если верить прогнозам, основные увольнения придутся на март. Так или иначе, но 12% безработных — это 132 тысячи человек. Больше, чем все население Даугавпилса. Исходя из этих прогнозов пытаются сверстать социальные бюджеты. Прогнозы эти, кстати, не переквалифицировавшиеся ли в астрологи безработные финансовые аналитики составляли?

Независимые наблюдатели с опаской произносят несколько иные цифры предполагаемой безработицы: от 16% до 20%. А это от 175 до 220 тысяч безработных. В сверстанных бюджетах откуда взять средства на такие объемы социальной помощи? Драки за бесплатной тарелкой супа кто–нибудь прогнозирует? Вкупе с разгулом уличной преступности и валом квартирных краж. А если да, то как можно сокращать полицейских? Кстати, они куда пойдут — в токари или пекари? Или к своим бывшим подопечным за помощью?
И еще: народ стал пить по–черному. Призывы взять себя в руки отвергаются напрочь — “ну не могу смотреть на такую жизнь трезвым взглядом”.

А программы по выводу страны и населения из кризиса экономического и психологического еще только составляют…

Автор: Вадим Фальков


Написать комментарий