Избирательное лево

Сумеют ли новограждане повлиять на исход выборов?

За последние четыре года в Латвии гражданство, а вместе с ним и избирательное право, получил 39 691 человек. Учитывая результаты прошлых муниципальных выборов, армия новограждан может существенно повлиять на исход мартовского голосования. Да и сами партии — как правые, так и левые — не скрывают, что очень рассчитывают на поддержку новограждан.

Больше всего новых обладателей синих паспортов с момента последних муниципальных выборов зарегистрировано в Риге — более 19 тыс. человек. Именно столько голосов на прошлом голосовании, например, обеспечили партии Латвияс цельш 5 мест в Рижской думе. В целом же по всей стране за четыре года натурализовалось около 40 тыс. человек. Вполне реальная сила, учитывая, что именно столько голосов понадобилось соцдемам, чтобы обеспечить себе уверенное лидерство в Рижской думе.
Опрошенные Телеграфом политологи уверены: даже за месяц до выборов невозможно прогнозировать политические пристрастия новограждан. “Это трудно оценить, потому что гражданами люди стали в разных регионах страны, и в каждом из них свои хозяйственные проблемы, так же, как и списки кандидатов в мэры. Поэтому предсказать их выбор нереально”, — полагает политолог Карлис Даукштс.
“Но у новых граждан все-таки превалируют левые настроения, поэтому на их выбор будет влиять этническая принадлежность партий”, — полагает Карлис Даукштс. С ним согласен и социолог Айгар Фрейманис, по словам которого, как ни крути, а голосовать они будут за левых.
Ассоциированный профессор Латвийского университета Андрис Рунцис, наоборот, предполагает, что национальность новых обладателей синих паспортов (а это большей частью русские, белорусы, украинцы) еще ничего не значит. “Не факт, что они отдадут свои голоса за так называемые русские партии, хотя вполне логично, если все же поставят галочки в списках представителей ЗаПЧЕЛ, ПНС, Социалистической партии и т.п. Ведь именно эти политические организации яро выступали за упрощение хода натурализации и права нацменьшинств”, — заявил г-н Рунцис.
Экс-министр интеграции Нил Муйжниекс убежден, что голоса новых граждан однозначно не будут принадлежать правым партиям. Но он допускает, что в новом электорате будут не только приверженцы течений Юрканса, Долгополова, Рубикса. Все шансы занять место в сердцах натурализовавшихся есть и у Латвияс цельш, которая выступала против реформы образования, а также у Латвийской первой партии, у которой много кандидатов с русскими фамилиями. Последние к тому же были инициаторами создания Министерства общественной интеграции.

Привычка не ходить на выборы

В то же самое время Карлис Даукштс уверен, что большинство новоиспеченных избирателей на выборы пойдут по инерции, то есть не будут долго изучать программы кандидатов, а отдадут свои голоса за тех, кто был все время на слуху. С ним согласен и Андрис Рунцис, который считает, что многие бывшие неграждане аполитичны: у них долгое время не было политической связи с этим государством. “К сожалению, получение паспорта гражданина не гарантирует появления такой связи. За кого голосовать — это зависит не только от личных убеждений. Играют роль советы более опытных в выборных делах друзей, семьи, сослуживцев. Так что за кого-нибудь да проголосуют”, — уверен он.
В свою очередь Нил Муйжниекс убежден, что интегрированные граждане будут даже более активными, чем “старички”, ведь многие из них и натурализовывались только для того, чтобы иметь некую власть над политическими процессами.

Бытовые причины

Однако на самом деле мотивы приобретения синего паспорта могут быть различны. Натурализовавшаяся молодежь, допускает г-н Даукштс, больше интересуется жизнью в Европе, и в их мотивации присутствует некий бытовой смысл — не как улучшить жизнь в стране, а как бы выехать за рубеж поучиться, поработать, попутешествовать. “Они не стремятся приобрести гражданство, чтобы быть гражданином и патриотом этой страны. Они хотят стать гражданами ЕС”, — пояснил он. Да и Андрис Рунцис уверен, что для многих процесс натурализации связан со вступлением в ЕС и желанием путешествовать без визы, а не с надеждой изменить политический мир Латвии к лучшему.
Директор Центра этнических исследований Илзе Бранд-Кехре вообще отказалась размышлять и делать какие-то прогнозы на тему новограждан. На ее взгляд, уж больно этот вопрос индивидуален. И говорить об отдаче их голосов в пользу какой-то из партий — это не что иное, как спекуляция. Анализировать их предпочтения нужно уже после муниципальных выборов.

БЛИЦ-ОПРОС
За кого вы будете голосовать?

Вячеслав, сотрудник банка, 31 год:
— Я, скорее всего, буду голосовать за ЗаПЧЕЛ. Мне не по душе правые настроения всех остальных партий. И судя по ситуации, “пчелы” в отличие от ПНС имеют реальные шансы. А я хочу, чтобы от моего голоса была польза, иначе зачем я получал гражданство?

Наталья, работает в государственной больнице, 49 лет:
— Мне, честно говоря, все равно. За кого дочка посоветует, за того и проголосую. Кого ни выбери — все равно ничего не изменится. Вот мы все голосовали против Евросоюза, а все равно в него вступили.

Андрей, менеджер среднего звена, 36 лет:
— Меня настораживает изобилие русских партий. Причем, на мой взгляд, они сформированы не столько по идеологическому, сколько по экономическому признаку. На выборы я обязательно пойду, но за кого отдам свой голос, еще хорошенько подумаю.

Ольга, работник социальной службы, 39 лет:
— Я еще не решила. Но, скорее всего, не буду голосовать за тех, кто приходит в политику “с нуля”. Особенно это касается журналистов. Это значит, что люди остались не у дел и просто хотят пробиться к кормушке. Лучше проголосовать за тех, кто уже нахапал, чем за голодных. И конечно, для меня важно, чтобы новая власть в столице была лояльна к русским и основное внимание уделяла социальным вопросам.

Вера, студентка, 21 год:
— Я вообще не интересуюсь политикой. Как мой муж скажет, так я и проголосую. Он мне и на парламентских выборах советовал. Хотя он негражданин. Скорее всего — опять за ЗаПЧЕЛ.

Евгений, маклер, 30 лет:
— Я буду за партию Долгополова голосовать. Он тут недавно по радио выступал, мне очень понравилось — так конкретно говорил. А других, кто в нашей Рижской думе заседает, я даже не знаю, ни о ком больше не слышал.

Рассчитываете ли вы на голоса новограждан?

Эдмунд Крастиньш, Народная партия:
— Конечно, мы рассчитываем на голоса новограждан, но не на всех. Наши избиратели — это правые, консервативные люди. Думаю, что среди тех, кто недавно получил гражданство, такие тоже найдутся.

Карлис Шадурскис, Новое время:
— Почему бы и нет? Мы много дискутировали на этот счет с коллегами по партии и пришли к выводу, что наша экономическая программа могла бы прийтись по душе многим избирателям, в том числе и новогражданам.

Янис Юрканс, Партия народного согласия:
— Да, рассчитываем. Думаю, что и среди новограждан найдутся люди, которые небезразличны к тому, что происходит в государстве, и хотят участвовать в политических процессах. Уверен, что среди новограждан много таких людей, и большинство из них не будут голосовать за радикалов.

Аугуст Бригманис, Союз “зеленых” и крестьян:
— Конечно! Позиция нашей партии по многим вопросам должна удовлетворить потребности новограждан, тем более мы рационально подходим к решению многих радикальных проблем. Думаю, если люди тщательно проанализируют наши предвыборные программы, то их выбор падет и в пользу нашей партии.

Юрис Добелис, ТБ/ДННЛ:
— Да! Я сам лично знаю людей из Риги и Даугавпилса, которые недавно натурализовались и на выборах собираются отдать свой голос в пользу нашей партии. Так что новограждане — тоже наши избиратели.

Александр Брандавс, Латвийская первая партия:
— Естественно! Мы очень рассчитываем на голоса этих избирателей, поскольку много работаем с этими людьми. Так, один из наших кандидатов Ирина Винник организовала для людей курсы, чтобы они успешно проходили натурализацию. Лично я выбил 2000 латов из депутатских квот для восстановления работы бесплатного телефона, чтобы информировать о возможности получить синий паспорт. Мы делали все возможное и будем продолжать в том же духе.

08.02.2005 , 11:06

Полина ЭЛКСНЕ


Темы: ,
Написать комментарий