А из нашего окошка дымок струится понемножку 2

Вы еще помните время, когда Годманис посоветовал покупать "буржуйки"? Во многих поселках Латгалии это предложение реализовано и за десять лет усовершенствовано. Как бы рижанам не пришлось ехать за передовым опытом в глубинку, где давно надеются только на себя, в том числе в решении задачи, как обогреть квартиру в коммунальном доме, если центральное отопление не действует.

Смычка социализма с капитализмом

Вы еще не забыли такого словосочетания — смычка города и деревни? В 60‑е годы партия решила, что советский колхозник должен жить со всеми удобствами, а молоко и мясо покупать в сельпо. Строили ферму, а при ней — дома в два или три этажа для доярок и механизаторов. И никаких приусадебных участков. Правда, вскоре выяснилось, что в сельских магазинчиках не то что молока и мяса, но и крупы порой нет. И тогда в отдалении построили сарайчики, в которых вчерашние новоселы держали кур, свиней, а то и коров.

Но самое веселое время настало для жителей таких поселков, когда колхозы, совхозы, а затем паевые общества исчезли. У кого была унаследованная от предков земля и дом, тот начал организовывать крестьянское хозяйтво. Но многим из квартир уходить было некуда. Нет работы — как рассчитаться за коммунальные услуги? Особенность таких поселков в том, что платить за отопление перестали почти все жильцы. А откуда самоуправлению взять деньги на покупку топлива и на зарплату работникам котельной?

Кстати, эти события середины девяностых вполне могут повториться в гораздо больших масштабах в латвийских городах. Будут ли новые тарифы по карману населению в период кризиса? Что делать, если долг населения за отопление начнет быстро расти?
Давайте посмотрим, как из этой ситуации выходили в латгальских поселках.

Четыре кочегара на каждый дом

В Дагде, Медуми и в других местах во дворах, как на лесопилках, сложены бревна. В каждом доме — своя котельная. Заплатили жильцы — работает, не заплатили — можно дом отключать. При этом приходится учитывать не только расходы на дрова, но и на оплату кочегаров, которые круглосуточно поддерживают огонь в топке. В итоге отопление в маленьких поселках стоит дороже, чем в больших городах.
Но практически в каждом самоуправлении есть и дома, которые остались без отопления. И их обитателям пришлось выживать самостоятельно. Не хочешь замерзнуть — сооружай печку.

— В Демене после того, как развалилось паевое общество, волостной совет перенял коммунальные объекты, — рассказывает председатель Деменской волости  Валентина Гадзане. — В 95‑м году мы вынуждены были отключить от центрального отопления ливанские домики. А потом пришла очередь трехэтажных домов. Долг нарастал, денег в бюджете нет. Социальная помощь в сельской местности тоже имеет свои особенности. Почему пенсионеру, живущему в многоэтажном доме, выделяется пособие, а такому же бывшему колхознику на хуторе ничего не положено? В общем, малообеспеченным и тем, у кого не было долгов, самоуправление выделило электрообогреватели, и от центрального отопления поселок отключили. Было это десять лет назад.

Теплосети в двухкомнатной квартире

Некоторые по сей день пользуются электрообогревателями. Другие путем проб и ошибок начали создавать внтриквартирную систему отопления.
Камины в наших условиях оказались неэффективными. Трубы надо тянуть по всей квартире, а воду подогревать для мытья отдельно. Некоторые установили печку, на которой сразу и еду можно приготовить. Но большинство сейчас перешло на водяные котлы и бойлеры, так что и батареи горячие, и ванной можно воспользоваться.

Валерий Рательс согласился показать свою мини-котельную, устроенную в кладовой на кухне. Дрова в топку забрасывает ближе к вечеру, чтобы дети из школы вернулись в теплый дом. Заготавливает две машины дров в собственном лесу, этого на сезон хватает.

В доме прктически из каждой квартиры вверх идет труба. Сделать общую трубу хотя бы на подъезд невозможно. Предусмотренного проектом дымохода нет, дым будет проникать в соседнее жилище. Поэтому по стене — трубы, трубы, трубы. Разного цвета, с изоляцией и без, они к архитектурным элементам никак не могут быть отнесены. Зато каждый в своей квартире начинает отопительный сезон, когда захочет, и поддерживает любую температуру.

Практически никто в таких поселках не имеет разрешения от пожарных на свой котел. При желании любой инспектор может многие печки запретить. А что дальше? Выморозить людей, как тараканов? И все делают вид, что не замечают труб.

Главное неудобство сегодня — дрова приходится хранить в сарайчиках далеко от дома. В кухне много не запасешь, а носить за двести метров каждую охапку — нелегко.

Откуда дровишки? Из лесу, вестимо

“Вдали раздавался топор дровосека”. Мужики, дружно рубившие и грузившие возле тех самых сараев ольховые и березовые чурки, не отказались побеседовать на злободневную тему. Вот краткое изложение услышанного.

Дорожает не только газ, но и дрова. Сегодня кубометр дров стоит 12‑13 латов. На трехкомнатную квартиру надо кубометров двадцать на сезон. То есть 240-260 латов. Примерно по 40 латов в месяц получается, если топить полгода, а не больше. Но это без учета собственного труда: напилить, порубить, сложить, носить в дом и топить — в мороз дважды в день.

А на кого надеяться, на правительство, что ли? Промышленность угробили, сельское хозяйство добивают. Зерновые выращивать невыгодно, расходы бывают больше доходов даже при урожае в тридцать центнеров с гектара. Европа советует сеять рапс. А он высасывает из земли все соки, надо после этой культуры оставлять поле под паром. Значит, надо иметь большие площади, чтобы был севооборот. А в округе участки у всех — по три-четыре гектара, не больше. В прошлом году доход давало молоко. Но год назад молоко сдавали по 19 сантимов за литр, а в этом — по 11 сантимов. При этом в магазинах цена на него не падает, а растет. При таких делах и на дрова далеко не у каждого есть деньги.

— Нас спасает взаимовыручка, — признались собеседники. — У одного — лес, у другого — машина, у третьего — только рабочие руки. Сегодня и завтра помог мне заготовить древесину, за это тебе причитается законный кубометр. Такой вот самодеятельный колхоз с расчетом дровами по трудодням. Перезимуем…

Зима тревоги нашей

В даугавпилсской прессе уже прозвучали призывы отделяться от централизованной системы и решать проблему отопления самостоятельно. Есть и простые расчеты. 60-квартирый дом потратит 3 тысячи латов на газовый обогреватель. Еще 10 тысяч — на переоборудование внутридомовой системы. Получается даже дешевле, чем утепление панельного сооружения. Правда, такие расходы многим будут не по караману. Вы верите, что все владельцы квартир согласятся вложить примерно по две тысячи латов в такое дело? А для изменения системы отопления необходимо согласие всех до единого жильцов.
Никто не учитывает расходов по эксплуатации такой системы. Без строгого контроля не исключены аварии со всеми вытекающими последствиями.

И, наконец, вопрос охраны окружающей среды. Три дома в поселке с дымящимися трубами — это одно, а кварталы домов, где из каждого окошка дым струится понемножку — это смог и экологическая катастрофа.

Светлана ГАРТОВАНОВА

17.12.2008 , 15:26

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

Светлана что то вы неправильно поняли
во первых о дровах мне на дом на отопительный сезон надо 2 машины дров - сегодня машина стоит 60-75 лат (можно и дешевле)- дом 140 м - это 2 - 3-х комнатные квартиры (забыл и баня еще есть )
во вторых в Германии во всех домах индивидуальные котлы и ни о каком загрязнении речи нет (газовая плита вообще без всякой трубы функционирует ) как нибуть при встречи я вам все обясню популярно - наверно вам уже очень стыдно

S prostogo naroda jeshcho ne vsju shkuru sodrali,i v chinovnikov karmani doverhu ne zapolnilisj,dlja etogo ne hvatajet jevrokredita.Poluchim jego, i gori vsjo sinim plamenem,ne tak-li gospoda?

Написать комментарий