Лембергс продолжает наступление

Мэр Вентспилса Айварс Лембергс подал второй иск в Европейский суд по правам человека. И вчера на пресс-конференции познакомил журналистов с основными пунктами этого 362-страничного документа.

Айварс Лембергс жалуется на:

1 Нарушение права на защиту в связи с продлением досудебного процесса криминального процесса.

Прокурор, ведущий дело Лембергса, обратился к судье с просьбой продлить срок досудебного процесса. Но ни прокурор, ни судья не проинформировали об этом Лембергса.

- Тем самым мне не была предоставлена возможность ознакомиться с этой просьбой прокурора и высказать свое мнение о продлении процесса, хотя это решение судьи существенно ограничивает мои права человека и законные интересы. О том, что это дело рассматривается в суде, я узнал из средств массовой информации, – отметил Лембергс.

Но Генпрокуратура считает, что Лембергс в данном деле не является заинтересованным лицом. Хотя с этой позицией не согласно ни министерство юстиции, ни омбудсмен, полагающие, что не было законного права запрещать обвиняемому высказывать свое мнение о продлении срока досудебного процесса.

2 На отказ разъяснить права в криминальном процессе.

Лембергс попросил прокурора разъяснить ему как обвиняемому его права, касающиеся конкретных вопросов криминального процесса. Но прокурор эту просьбу отклонил.

- Свой отказ он обосновал позицией генерального прокурора – закон не обязывает прокуроров разъяснять обвиняемым их права. Я оспорил этот отказ у вышестоящего прокурора, но он мою просьбу отклонил. Ответ я получил уже после завершения досудебного процесса. Таким образом, в моем понимании сознательно была создана ситуация, не позволившая мне обратиться с жалобой к прокурору еще более высокого ранга, – считает Лембергс.

3 На несоизмеримо короткий срок подготовки защиты в уголовном процессе.

- Обвинение против меня готовилось в течение десяти лет. Мне же для того чтобы подготовиться к защите, дали всего лишь шесть дней, – сказал Лембергс.

Он просил по крайней мере месяц на то, что прочесть обвинение на 147 страницах, но ему было отказано.

4 На отказ разъяснить суть обвинения в криминальном процессе.

Лембергс попросил прокурора разъяснить непонятные пункты обвинения. Но ему ответили, что это не входит в обязанности прокурора.

5 На нерассмотрение просьбы о проведении следственных действий в криминальном процессе.

Познакомившись с обвинением, Лембергс констатировал целый ряд не соответствующих действительности искаженных фактов, допущений, на которых базировалось обвинение. И обратился в прокуратуру с просьбой провести определенные следственные действия. Но тут возникла интересная ситуация: 31 июля 2008 года Лембергс обратился в прокуратуру с просьбой, а 1 августа дело было передано в суд.

- Не могу утверждать, что решение прокурора передать дело в суд 1 августа как-то связано с тем, что я 31 июля обратился в прокуратуру с просьбой провести следственные действия. Но несомненно, что до принятия решения о передаче дела в суд прокурор знал, что канцелярия Генеральной прокуратуры получила мою жалобу, – подчеркнул Лембергс.

6 На распространение личных данных.

Когда дело Лембергса еще находилось в стадии досудебного процесса в Генеральной прокуратуре, прокуроры выдавали пострадавшим и их представителям копии всех материалов криминального дела, которые они требовали.

- Прокуратура выдавала не только копии документов, которые каким-то образом относились к тем эпизодом преступных действий, в которых данные лица признаны пострадавшими, но и копии тех материалов дела, которые никак не связаны с пострадавшими. Более того, выдавались и документы о моем состоянии здоровья, в том числе с диагнозом, результатами медицинских исследований, прогнозами развития болезней, – посетовал Лембергс.

Тем самым, по его мнению, должностные лица прокуратуры нарушили 12-ю статью Криминального процесса, гласящую, что тайна личной жизни частных лиц должна защищаться.

7 На предание гласности материалов криминального дела.

1 августа 2008 года было принято решение о передаче дела Лембергса в суд, а уже вечером того же дня в в спецвыпуске передачи “Ничего личного” были обнародованы материалы дела. А поскольку это проходило за день до референдума, то создатели передачи, высказывая свои симпатии политической оппозиции, не скрывали целей своей агитации – призвать как можно больше людей к протестному голосованию.

- Оценив те материалы дела, которые были обнародованы в этой передаче, видно, что они не использовались для доказательства обвинения, они никак не связаны с сутью обвинения. Но все они были присоединены к передаваемому в суд делу. Ведь в противном случае не было бы “правового” пути их слива в публичное пространство, – отмечает Лембергс.

Айварс Лембергс не требует материальной компенсации.

- Деньги не главное, это дело принципа, – заявил он.


Написать комментарий