Во всей боевой красе

День Лачплесиса отметился в Даугавпилсе настоящим военным парадом - столь масштабное мероприятие прошло в Даугавпилсе впервые. 11 ноября - День Лачплесиса, профессиональный праздник людей, связавших свою судьбу с армейской службой.

В этом году Латвия, отмечая День Лачплесиса, эмоционально приближалась и к торжествам по случаю 90-летия страны.

ПОД ЗВУКИ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

По словам специалиста отдела культуры города Миервалдиса Бродовса, День Лачплесиса в этом году отмечался особо. Он начался 10 ноября с традиционного возложения цветов на лютеранском, православном, старообрядческом братских кладбищах и у памятника польским солдатам. Герои многих национальностей пали за свободу и независимость страны в ноябре 1919-го. Затем праздник (11 ноября) продолжился настоящим военным парадом. Столь масштабное мероприятие с участием 34 Артиллерийского батальона Земессардзе, Даугавпилсского управления погранохраны Латвийской Республики, Управления государственной полиции прошло в Даугавпилсе впервые. До этого военные парады с участием милитаризированных сил из Даугавпилса проходили в Резекне. Даугавпилс ограничивался лишь памятными мероприятиями с мини-показом современной военной техники. Мэр города  Рита Строде обратилась в Министерство обороны ЛР с просьбой о разрешении проведения военного парада в Даугавпилсе – втором по величине городе в республике. Такое разрешение было получено. Военный парад следует рассматривать прежде всего как подтверждение нашей государственности, важный элемент в воспитании чувства патриотизма в молодых людях.

Раньше военные парады являлись для горожан большим и всенародно-любимым событием. Когда по городу под бравурные звуки духового оркестра, звонко цокая копытами, проходил Даугавпилсский первый конный полк, местные барышни с надеждой в сердце высыпали на улицы – такую картину пропустить было невозможно.

С этого года Даугавпилс возобновляет парады в честь Дня Лачплесиса на площади Виенибас. В этот особый день можно запросто прикоснуться к военной омуниции и боевой технике, распросить у военных, как она устроена. Такой необычный момент праздничного мероприятия привлекает внимание и детей и взрослых.

11 ноября в Центре латышской культуры состоялся Офицерский бал. На него получили приглашение лучшие офицеры различных ведомств. На этот праздничный бал они пришли со своими женами или подругами. Это пока еще необычное для Даугавпилса мероприятие стало еще одним шагом к возрождению забытых традиций офицерства. На просьбу помочь в его организации с удовольствием откликнулся молодой командир батальона Земессардзе – Гунар Визулис. Он активно взялся за дело в качестве посредника. В результате – до этого имевшая место нерешительность среди офицеров разом улетучилась. Все захотели живого праздника – с танцами и настоящим оркестром. Такое желание оказалось вполне осуществимым и доставило много радости всем его участникам, – заключил Миервалдис Бродовс.

ОТБРОСИЛИ ОТ РИГИ БАНДЫ АВАНТЮРИСТА

Дата 11 ноября 1919 года – первый случай единения всех жителей столицы, независимо от возраста и национальностей, против внешнего агрессора – армии полковника Павла Бермонта-Авалова. По сути это день воинской славы. Именно в этот день войска молодого Латвийского государства, перейдя в наступление, отбросили от Риги банды авантюриста и спасли страну. Президент В.Затлерс говорил, что в это время мир был безжалостен к латвийскому народу, поэтому вспоминать нужно каждого павшего солдата. Еще президент считает, что в армию идут служить те, кто мыслит себя патриотом Латвии.

В то же время о реальном патриотизме жителей страны весьма красноречиво говорят результаты исследования, проведенного TNS Latvija. Социологи выясняли, что местное население думает или хотя бы знает о святой для латвийских военных дате. Оказалось, важной эту дату считают 11% опрошенных. 54% респондентов воспринимают День Лачплесиса как незначительный, а 33% считают его малозначительным. Каждый третий житель страны вообще не знает, почему празднуется 11 ноября. О связи Дня Лачплесиса с Бермонтом-Аваловым вспомнили 12% опрошенных. Каждый десятый считал, что праздник посвящен не латвийским военным, а герою народного эпоса – Лачплесису. Якобы в этот день 11 ноября человек с медвежьими ушами боролся с неким великаном на берегу Даугавы. Что ж, добрая сказка еще никому не помешала. Да и потом “сказка ложь, да в ней намек”…

ШТУРМОМ БЕРЕТ ЗАМОК ЛИЕЛВАРДЕ

Лачплесис – действительно литературный персонаж, символ боевого латышского духа. Согласно эпической поэме Андрея Пумпура о Лачплесисе, место рождения героя – под Лиелварде. Обстоятельства рождения богатыря обычными не назовешь: “Лачплесис в лесу дремучем был рожден медведицей, там отец его, отшельник, жил, храним бессмертными”.

Лачплесис вырос, освоил военное дело и стал защищать свой народ. Первые его противники – братские ныне эстонцы. Перейдя границу, эсты “грабят и жгут беззащитные села”. Но Лачплесис смог пресечь этот беспредел. Вскоре крестоносцы основывают Ригу. “И оплотом стала Рига чужаков и хищников”, – говорится в поэме. Лачплесис начинает героическую борьбу против немецких оккупантов.

В родном для богатыря Лиелварде укрепился немецкий рыцарь Даниил Баннеров (подобно ряду других персонажей бессмертного эпоса – епископу Альберту – хитрому монаху Дитриху, служившему им ливскому вождю Каупо – рыцарь Баннеров – личность вполне историческая). Лачплесис вступает с ним в борьбу. Тут и возникает вопрос: кто был историческим прототипом самого Лачплесиса? Дело в том, что в реальных событиях с рыцарем Баннеровым боролся князь Вячко из Кокнесе. Этот князь, по мнению историков, был православным и являлся вассалом полоцкого князя Владимира. В реальных событиях, а не в поэме, немец победил князя Вячко. Однако произошло это не благодаря воинской доблести рыцаря, а с помощью коварства. Князь отомстил, убив более десятка крестоносцев, сжег свой замок в Кокнесе и ушел на Русь. Через много лет он героически погибнет, защищая от крестоносцев эстонский город Тарту. В поэме же дела идут несколько лучше: Лачплесис штурмом берет замок Лиелварде, оккупанта Баннерова предают мучительной смерти. Но вскоре Лачплесис вступает в борьбу с Черным рыцарем, и оба они погибают, утонув вместе в Даугаве.

ОБРАЗ СОЗДАН ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ

Литературный отец Лачплесиса – поэт Андрей Пумпурс – был офицером российской армии, добровольно вступившим в нее в 1876 году. Он служил в Донском казачьем полку, который принимал участие в военных действиях против турок на стороне сербов. Романтик и поборник справедливости А.Пумпурс верил в то, что балты и славяне – близкие, родственные друг другу группы народов, считал, что русские могут спасти латышей от гнета немецких баронов. В русском и сербском языках Пумпурс кропотливо искал и находил лингвистическое сходство с латышским.

Вернувшись из Сербии, он некоторое время жил в Крыму и гордился тем, что строил укрепления в Севастополе. Пумпур окончил военное училище, стал офицером, перевелся в Ригу. Здесь в 1888 году и увидел свет его героический эпос “Лачплесис”. Работа, выполненная А.Пумпуром, уникальна. В других странах народный эпос – коллективное творение народа. Образ же латышского богатыря Лачплесиса создан одним человеком.

Эпическая поэма “Лачплесис” вошла в сокровищницу латышской литературы. Зато о стихах А.Пумпура ныне вспоминают редко. А они интересны и заслуживают внимания. Вот, к примеру, строки из стихотворения “Запад и Восток”:

“Был бедою, был напастью тот же Запад и для нас, но Восток на наше счастье латышей недавно спас… До сих пор к Востоку – свету в сердце Запада вражда, латышам запомнить это надо раз и навсегда”, – напутствовал латыш Пумпурс.

P.S. Возвращаясь к нынешнему празднованию даты 11 ноября, невольно задумываешься, почему людям столь независимой страны столь безразличны патриотические страницы ее истории? Тут или с праздником что-то не так или с народом. Впрочем, когда годовая инфляция в Латвии зашкаливает далеко за 13% , считаясь самой высокой в ЕС, нет ничего удивительного в том, что патриотизм опускается до отметки – 11%…

Жанна ЧАЙКИНА

13.11.2008 , 16:36

"Сейчас"


Написать комментарий