Россия – «чистый лист», Латвия – «старые песни»

«По существу оба государства (Россия и Латвия. - А. К . ) доказали, что могут спокойно существовать друг без друга», - так премьер Айгарс Калвитис озвучил то, что все годы независимости латвийские политики претворяли в жизнь: доказывали способность существовать и без нормальных отношений с Россией. Доказали: Латвия существует


Почему мы СУЩЕСТВУЕМ, хотя могли бы ЖИТЬ?


Премьер озадачился: «Почему мы самая бедная страна в Евросоюзе? Более того, почему мы самая бедная страна в Балтии? Почему мы пьем литовское, а не латвийское молоко? Почему эстонцы по некоторым показателям обогнали нас на десять лет?» В общем, почему мы существуем, а не живем?

Нужна идея


Оказывается, виной всему недостаток патриотизма, и потому, добавил в новогоднем приветствии г-н Калвитис, «нам нужна идея будущего, которая жила бы в наших сердцах и в которую мы действительно верили бы».

А «Латвия – для латышей!» и духовное освобождение от последствий тоталитарного режима в идеи будущего уже не годятся? И какого «патриотизма» не хватает стране? Если в стиле a-ля Добелис, то с национал-патриотами из ТБ/ДННЛ слилось в национал-экстазе и «Новое время». И родная для премьера Народная партия стоит на тех же позициях. Ее представители, используя риторику национал-радикалов, да и сам премьер при поддержке партнеров по правому флангу продолжают доказывать способность Латвии существовать без сотрудничества с Россией. Мы, дескать, готовы, но, как всегда, «во всем виновата Россия»…

- Если хотим развивать отношения, которые можно было бы характеризовать как добрососедские, то давайте этим заниматься, – заявил премьер и уточнил: – Но на равноправных основах, с позитивным взглядом на реальное развитие за последние 10 лет.

Как говорится, его бы устами да мед пить: латвийская сторона обращает свой взгляд не на 10, а на 60- 65 лет назад. Вот и еще одна причина нашей бедности, о которой премьер умолчал, – пытаемся идти вперед с повернутой назад головой. Потому и вечно оказываемся то позади всех, а то и вообще в яме, как случилось с нефтетранзитом.

Слезы или развитие?

Новый российский посол Виктор Калюжный предложил выбор: «Что нам нужно? Слезы по истории или достойное будущее? Второе. Так давайте начнем с чистого листа!» Латвийская сторона предпочла первое – «слезы по истории» и выплеснула накопленную за 10 последних лет риторику, начав подготовку очередной декларации об осуждении оккупации с требованием денежной компенсации от России и программой репатриации. Ну и, естественно, по поводу «незаконной аннексии принадлежащего Латвии города Абрене и шести волостей Абренского уезда». А еще и признания героями тех, кто воевал против антигитлеровской коалиции. И президент заявила о желании ознакомиться со сценарием празднования 60-летия Победы, дабы убедиться, что упоминания об освобождении Балтии от гитлеровской оккупации там не будет.

Соратники же «народников» из «Нового времени», передернув факты, потребовали от Сейма строго осудить и президента Путина, посмевшего в качестве примера двойного евростандарта назвать ситуацию с русскоговорящими в Риге, и посла Калюжного, который, желая «избежать государственной ответственности за оккупацию Латвии, указал на этническую принадлежность работавших в госструктурах той поры». Премьер поручил Бюро по защите Сатверсме заняться изучением «подозрительных» иностранных инвесторов, особо выделив при этом российские компании.

После состоявшегося на фоне этого антироссийского шабаша телефонного разговора с главой российского МИДа Сергеем Лавровым латвийский министр Артис Пабрикс заявил, что не видит «четкого сигнала о том, что есть политическая воля не тянуть время» и что Латвия готова «заключить пять договоров с Россией, но та не столь отзывчива».

Россия отозвалась: «Непонятно – какого сигнала и о чем ждет г-н Пабрикс?» И напомнила, «только в этом месяце (декабре. – А. К .) Ригой был предпринят ряд шагов, явно не вписывающихся в нормальную логику подготовки подписания Политической декларации об основах отношений между Россией и Латвийской Республикой». То есть не Россия, а латвийская сторона в очередной раз торпедирует подвижки в латвийско-российских отношениях. И подход к проблеме не меняется, политикам важен не результат, а процесс: «Компенсацию от России не получим, но требовать будем!» Как тот петух в погоне за курицей: «Не догоню, так согреюсь…»

Нужны ли мы России?


А России нужна Латвия? Конечно, есть добрососедские отношения, – хорошо, нет – и без них Россия обходится. Закон о границе ей не нужен. Балтийская трубопроводная система уже сейчас готова пропускать 50 млн. тонн нефти, через два года ее мощность увеличится до 62 млн. тонн. Впрочем, Таллинский (Эстония) и Клайпедский (Литва) порты развиваются гораздо интенсивнее, чем Рижский или Лиепайский. Продовольственный экспорт из Латвии даже при самом благоприятном отношении не покроет и десятой доли потребности одной только Москвы. Российские банки вряд ли будут под антироссийский аккомпанемент активно инвестировать в Латвию как в деловой мост «Восток – Запад»…

Так стоит ли столь жестко и нервно реагировать на, мягко говоря, недружественные выпады латвийской стороны? Конечно, защита соотечественников – благое дело. Но если бы Россия была действительно озабочена этой проблемой, то уже давно подписала бы договор о социальных гарантиях и десятки тысяч пенсионеров получили бы некоторую прибавку к пенсиям. Однако, похоже, России пока удобнее использовать латвийскую карту в переговорах с Евросоюзом, дескать, наведите сначала порядок в своем, еэсовском, доме.

А что Латвии нужно от России? Прежде всего, подписать и быстро ратифицировать договор о границе. Затем довести до ума ряд договоров экономического пакета, в том числе об отмене двойного налогообложения, о более выгодных тарифах грузоперевозок, а заодно чтобы и нефтетруба опять наполнилась. И договориться, чтобы российские ветеринарные службы снисходительнее относились к латвийским экспортерам животной продукции… Да мало ли проблем можно решить… И можно будет не существовать, а жить.

Но как же трудно отказаться от национал-патриотической идеи: в пасталах, но свободные. Да и свобода-то иллюзорная.

Главное – убежать!


Вступление в ЕС было целью убежать от России и прижаться к Европе. Премьер Калвитис утверждает, что «дорожную карту и план (что делать и как развиваться. – А. К .) никто вместо нас выдумывать и составлять не будет». А надо ли? Место Латвии уже определено – рыночная территория для европейского бизнеса, и Евросоюзу не нужны добрососедские отношения Латвии с Россией. А то еще подружится, к примеру, с РАО ЕЭС, а тут план для Латвии придумали. Скорее капкан. Вот германский энергоконцерн готовится строить первую в Латвии угольную электростанцию, уже просчитывает пути доставки угля в Лиепайский порт. Значит, будет работа у польских и английских шахтеров. И цена «своей» электроэнергии будет, конечно, повыше российской…

И в самом деле, почему Латвия самая бедная и в Европе, и в Балтии?..

P. S . По поводу готовящейся в Сейме декларации об оккупации Латвии Москва заявила однозначно: «Ваша декларация лишена исторических и правовых оснований». И словно в подтверждение этой позиции Европарламент только что отклонил поданный литовским коллегой наших национал-патриотов Витаутасом Ландсбергисом проект декларации о вторжении Красной армии в Польшу в сентябре 1939 года.

08.01.2005 , 12:18

ЧАС


Темы: ,
Написать комментарий