«Ясно видно, кто и в чем заинтересован» 1

Вынесенные в заголовок слова в разных вариациях не раз и не два звучали во время беседы телеведущего Павла Прозора с членами партии "Латгалес Таута" юристом Ольгой Широкой и Леонтием Алексеевым, проходившей недавно в студии телевидения "Миллион".

Основной темой беседы стал вопрос относительно планируемого смещения с должности руководителя KNAB Алексея Лоскутова и о коррупции в целом.

Павел Прозор: – Обращаюсь к Ольге как к юристу – каков юридический смысл слова “коррупция”?

 Ольга Широкая: – Это слово подразумевает нарушение закона в высших эшелонах власти – это и взятки, и неуплата налогов, и различные другие противоправные действия.

Леонтий Алексеев: – Я понимаю так, что коррупция – на всех уровнях власти – это использование своего служебного положения в личных целях.

П.П.: – Как Вы думаете, в партиях, представленных в Сейме, коорупция существует?

О.Ш.: – Как показывает статистика, Латвия находится на втором месте по коррупции – вот и ответ на вопрос. Чем опасна коррупция на таких уровнях? Во-первых, падает статус самой страны в мире, отношение к ней как извне, так и отношение народа к власти. Какой после этого может быть патриотизм? Во-вторых, это огромные деньги. Деньги налогоплательщиков, т.е. народа. Поэтому коррупция – преступление против государства, которое должно наказываться достаточно серьезно. Та ситуация, которая существует сегодня, опасна, и мы сами должны менять ее, активно участвуя в выборах и голосуя за тех людей, кому действительно можно доверять.

П.П.: – Сейчас вся страна следит за тем, как основная часть правящей коалиции зачем-то стремится уволить начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Алексея Лоскутова. Лоскутова большинство знающих его людей, в том числе и самих парламентариев, характеризуют как действительно честного служителя Фемиды, который работает только в рамках закона. Почему же его все-таки захотели снять?

Л.А.: – Мне эта проблема видится очень просто: KNAB возглавляет нормальный, порядочный гражданин, для которого слово “закон” что-то значит. И он вмешивается в те ситуации, которые идут вразрез с законом. Естественно, тем людям, которые злоупотребляют своим положением, это не нравится. Вот и все. А надумать причину всегда можно. Говорят: кто-то украл какие-то большие деньги. Что ж, бывает всякое. Но в нормальном правовом государстве в таких случаях создается комиссия определенного уровня и идет расследование – нормальное, спокойное и тщательное. И лишь затем делается вывод. А у нас, когда расследование еще не закончено, уже звучат категоричные высказывания, что с Лоскутовым все решено. Я имею в виду высказывание министра обороны г-на Велдре. Как это можно говорить без решения комиссии, а затем – суда? А как надо оценивать фразу г-на Яунджейкарса не только о бесспорной, на его взгляд, виновности Лоскутова, но и о том, что следует вообще упразднить KNAB? Мне это высказывание кажется весьма показательным. Вот она – главная мысль: убрать человека, а лучше всего – само Бюро, чтобы никто не мешал творить то, что хочется. В этом и есть главная причина дела против Лоскутова.

О.Ш.: – Для любого дела в первую очередь должно быть законное основание. Должно быть проведено тщательное расследование, затем должно последовать решение суда. А кроме того, даже если предположить виновность Лоскутова, почему тогда речь идет только лишь о его увольнении? А как быть с возмещением денег? Ведь это огромная сумма, и кто в конечном итоге вернет ее в бюджет? Да и где эти деньги? Может быть, их украл бухгалтер, может быть – секретарь и т.д., почему же обвиняется именно Лоскутов? Такой информации нам никто не предоставляет.

П.П.: – Интересно и то, что когда еще не было известно, какая именно сумма пропала, представитель “Таутас партия” Гундарс Берзиньш вдруг заявил, что точно знает, что было украдено более 100 тысяч. Откуда такая осведомленность? После этого невольно закрадывается вопрос: а не решил ли кто-либо просто взять и подставить Лоскутова, чтобы потом его убрать?

Л.А.: – Если человек очень мешает творить что хочется, как сделать, чтобы снять его, зависит лишь от воображения. Но здесь видно, что люди очень спешат и торопятся, а раз так – значит, он достал их уже до предела. А вот виноват ли Лоскутов – этот вопрос так и остается.

О.Ш.: – Конечно, должно быть проведено серьезное расследование. Я надеюсь, что мы все-таки живем в правовом государстве и когда-нибудь узнаем, кто там виноват и как это все было на самом деле. Но сейчас ситуация опасна тем, что именно в это время, когда должны пройти выборы, должны решиться многие важные вопросы, на своем месте не будет человека, который мог бы проконтролировать законность этих процессов. Надеюсь, правда когда-нибудь восторжествует, но время будет потеряно, да и захочется ли человеку возвращаться на свой пост после всего произошедшего…

П.П.: – Вспомним, что когда Лоскутов имел возможность действовать в рамках закона, г-ну Шкеле пришлось очень и очень несладко, его даже чуть не арестовали. А Лембергса арестовали. Бюро KNAB, предоставив соответствующие документы, предъявило суду требования оштрафовать “Таутас партия” за перерасходование избирательных средств на огромную сумму – это было устроено через третьих лиц, а налоги в казну от этой рекламы не поступали.

О.Ш.: – Да, это тоже натуральная коррупция, и если это будет доказано в суде, то о каком соблюдении законности и какой порядочности этой партии можно говорить?!

П.П.: – То же самое делала не только “Таутас Партия”, но и “Латвияс Цельш” в коалиции с Латвийской Первой партией.

Л.А.: – На мой взгляд, здесь все понятно: и эта спешка, и возможные провокации – допустим, откуда кто-то знает заранее, что в KNAB похищены средства на такую-то сумму… Просто человек неугоден правящей верхушке, и эта верхушка прилагает все усилия, чтобы этого человека убрать. Видимо, есть люди, которые стараются, чтобы не существовало органа, который мог бы их проконтролировать.

О.Ш.: – Что ж, о чиновниках можно судить по их делам. И если кто-то хочет лишить наше государство структуры, которая борется с коррупцией, становится ясно видно, кто и в чем здесь заинтересован.

Разговоры вокруг отставки Лоскутова

Предполагаемая отставка руководителя KNAB Алексея Лоскутова вызвала настоящую бурю мнений и комментариев как в средствах массовой информации, так и на страницах Интернета. Причем весьма резко по этому поводу высказывается даже латышская пресса, наиболее близкая в большинстве случаев к правительственной точке зрения.

Так, газета “Диена” весьма недвусмысленно намекает на вероятность того, что исчезнование денег в KNAB является провокацией. Доводы приводятся следующие: во-первых, член “Таутас Партия” Гундарс Берзиньш заявил о пропаже свыше 100 тысяч латов еще 19 апреля, когда с начала расследования прошло лишь четыре дня и в KNABе и прокуратуре фигурировала цифра лишь в 56 тысяч латов. Мягко говоря, странная “способность к пророчеству”.

Во-вторых, “Диена” упомянула необычное поведение одного из подозреваемых – следователя Яниса Имши – в момент обыска сейфа Генеральной прокуратурой. Когда была констатирована пропажа денег из сейфа, г-н Имша не только остался совершенно спокоен, но и, как пишет газета, “выглядел так, будто наконец-то случилось то, чего он давно ждал. Он как будто испытывал облегчение, что все наконец завершилось”. И в качестве третьего доказательства газета приводит сведения о дружбе все того же г-на Имши с представителями бизнес-структур, поддерживающих, по некоторым сведениям, “Таутас партию”.

Кроме того, та же “Диена” опубликовала обращение ряда известных общественных деятелей Латвии, большинство из которых были минувшей осенью участниками и вдохновителями “зонтичной революции”, которое озаглавлено “Не позволим политикам подорвать правоохранительную систему!” В обращении, в частности, говорится: "Мы выступаем категорически против политизации оценки деятельности руководителя KNAB.

Для нас неприемлема громко выраженная политиками в связи с оценкой деятельности Алексея Лоскутова точка зрения, что они уже приняли решение об освобождении от должности А.Лоскутова. Это противоречит духу и букве закона KNAB. Полностью поддерживаем мнение, выраженное … генеральным прокурором Янисом Майзишем, что “комиссия связана с юридической оценкой работы Лоскутова, а не с политическим желанием освободиться от него… Комиссия должна оценить, что Лоскутов нарушил или не нарушил, и только тогда можно выражать мнение о соответствии нынешнего руководителя KNAB занимаемой должности”. На качество работы комиссии бросает тень то, что делегированный правительством министр Винетс Велдре представляет “Таутас партию”, которую KNAB принудил выплатить в государственный бюджет значительное превышение предвыборного лимита.

Политически мотивированные высказывания В.Велдре… (“вопрос об отстранении Лоскутова уже решен, и работа комиссии – это простая формальность”) усиливает убеждение в значительности его конфликта интересов… В подобный конфликт входит и другой политик в составе комиссии Дзинтарс Яунджейкарс, который сказал: “Удивляюсь, если у кого-либо вообще есть сомнения относительно голосования”. На представляемые им партии Латвийская Первая партия/“Латвияс Цельш” KNAB в этом году также наложил значительный штраф…"

А совсем недавно экс-министр иностранных дел Артис Пабрикс, давая интервью на радио, заявил, что, по его мнению, “охота” на KNAB и особенно на его главу Алексея Лоскутова ведется вовсе не из-за пропавших денег. Г-н Пабрикс считает, что “KNAB явно кому-то мешает”.

17.06.2008 , 16:37

"Миллион"


Написать комментарий

U menja predlazhenije, KNAB v Daugavpilse mog bi otkritj vsvoi filialjchik. Dlja providenije na meste svojei rabotki !
Interesno, nashlasj li tut kakaja rabota?