Премьеру достался плохой народ

О чем сказал жителям Латвии Айгар Калвитис

Андрис Шкеле в свое время призывал нас засучить рукава, работать не покладая рук и учить английский, Эйнар Репше — поднимать латвийское село и переезжать в провинцию, а Айгар Калвитис в новогоднюю ночь рассказал своему народу, какой тот ленивый, беспринципный и мстительный. Для тех, кто пропустил праздничное выступление главы правительства, приводим его с некоторыми незначительными сокращениями.

“Если бы меня спросили, что нам надо менять, я бы сказал: в первую очередь — отношение. Отношение друг к другу… Нам нужна идея будущего, которая жила бы в наших сердцах и которой мы бы искренне верили. Мы — маленький народ, поэтому нам нужна большая и сильная идея.
В 2004 году Латвия, вступив в ЕС и НАТО, достигла поставленных в последние годы целей. ЕС и НАТО были для нас системой отcчета при принятии решений по многим другим вопросам.
В этом году эти цели достигнуты, и многие в растерянности, что делать дальше.
Какие сейчас у нас большие цели? В каком направлении должно развиваться государство? С одной стороны, ответ очень прост: подумаем, о чем мы мечтали на баррикадах, и спросим, все ли уже достигнуто? У костров на баррикадах мы говорили не о вступлении в ЕС, а о желании жить в Европе. Не НАТО было нашей целью. Свобода и безопасность были целью. Достигнуты ли эти цели? Одна — точно нет, это жить, как в Европе.
Теперь у нас будут такие цели, которые так просто не поддадутся. Теперь у нас будут цели, для достижения которых нам плана никто не разработает. Ситуация кардинально изменилась, и я призываю вас всех это понять”.
“В предыдущие 14 лет мы прошли путь от государства, оккупированного Советским Союзом, до участия в ЕС и НАТО. В 2005 году лат будет привязан к евро. За 14 лет мы прошли путь, важность которого пока трудно осознать. Однако самое трудное всегда впереди. Вопрос в том, что мы сможем сделать в последующие
14 лет. Теперь нам самим надо создавать свой маршрут и свой план на последующие годы. Это непростая задача.
Нам не годится план, который существует только на бумаге, нам не нужна очередная рабочая группа, которая напишет такой бумажный план. Нам нужна стратегия, которая написана не на бумаге, а в сердцах. Как бы возвышенно это ни звучало — нам нужна не такая стратегия, за которую проголосовали в очередной рабочей группе, а стратегия, которая живет в душе народа.
За последние 14 лет достигнуто действительно много: в государстве создано современное законодательство, конкурентоспособная налоговая система, свобода прессы и права человека.
Однако возникает вопрос: если все в порядке, почему мы — самая бедная страна в ЕС? Более того, почему мы — самая бедная страна в Балтии? Почему мы пьем литовское молоко, а не латвийское? Почему эстонцы обогнали нас на десять лет? В Латвии на этот счет
не было серьезной дискуссии. В этих проблемах часто винят только коррупцию. Конечно, коррупция — это зло, с которым надо беспощадно бороться, но коррупцией нельзя объяснить все. Коррупцией нельзя объяснить то, что на каждом углу — литовский, эстонский или норвежский магазин. Коррупцией нельзя объяснить то, что нам катастрофически не хватает новых докторов наук. Коррупцией нельзя объяснить то, что у нас так мало предпринимателей.
Причины, почему мы отстали от соседних стран и государств ЕС, в нас самих — в трудных взаимоотношениях, слабых местах нашей системы ценностей.
Нам не хватает единства и патриотизма. В нашем небольшом государстве в выборах участвуют почти 30
партий, враждебно настроенных друг к другу. Зарегистрировано 60 партий. Я думаю, настало время подумать, почему так получилось. Я искренне надеюсь, что именно нынешнее правительство в этом смысле станет значительным поворотом в латвийской политике. Нам, правительству, нужно показать пример обществу.
Включите радио или телевидение — и вы услышите, как один латыш ругает другого.
С утра до вечера. Вы услышите, как один латыш рассказывает, что он самый умный, а остальные дураки. Я думаю, это нехватка патриотизма. Не может быть патриотом человек, который считает своих земляков дурнями и плохими людьми. Нам не хватает единства, мы готовы помочь любому иностранному инвестору, но мы никогда не поможем латышскому инвестору. Чтобы навредить другому латышу, мы готовы выносить свои споры на международные форумы. У нас нет времени создавать свои сети магазинов и фабрики, у нас не остается сил работать. Латыши продают свои предприятия при первой же возможности, но никто не спрашивает, почему это происходит.
Поэтому я призываю кардинально изменить свое отношение друг к другу и выдвинуть общие цели”.

Что сказала президент

Речь Вайры Вике-Фрейберги, в отличие от поздравления главы правительства, была более щадящей. В своем новогоднем обращении президент отметила, что 2004 год был для Латвии “успешным, удачным и историческим”. “Достижения 2004 года относятся к тем, которые я, как президент, могу с радостью вычеркнуть из списка своих желаний и которые освобождают место для других желаний и выдвигаемых целей”, — сказала Вике-Фрейберга. Она напомнила, что раньше высшей отметкой в школе была “пятерка”, и мечтой каждого школьника было работать “на пятерку”. "В новом,
2005 году призываю каждого жителя Латвии на протяжении всего года работать “на пятерку”, делать лучшее, на что каждый способен — каждый на своем месте и в своей должности. Если мы все будем работать “на пятерку”, мне кажется, Латвия действительно будет двигаться вперед. Так стремительно, что спустя еще 15 лет мы все будем удивлены, начиная с самих себя", — сказала президент.

ЭКСПЕРТИЗА
Как вы оцениваете обращение Калвитиса к народу?

Илга КРЕЙТУСЕ, политик:
— Айгар Калвитис создает себе такой же образ, какой Юргис Лиепниекс в свое время создал Андрису Шкеле. Это образ такого сурового государственного мужа. Но я бы сказала, это получается у него неудачно. Понятно, что для Народной партии сейчас главное — решить свои экономические интересы, которые связаны с цифровым проектом. Пока этот вопрос не будет решен, Калвитис постарается создать о себе впечатление как о строгом борце. Латвийскому избирателю всегда нравились такие типажи. Но то, что они говорили, никогда не совпадало с тем, что они делали. Поэтому такой обман может привести к очень печальным последствиям.

Сергей КРУК, лектор Латвийского университета:
— Обращение Калвитиса оставило у меня самое плохое впечатление. За 15 минут до Нового года он пришел ко мне, выругался, размазал всех по стенке и ни разу не улыбнулся. Со своей стороны ничего не пообещал, все оказались виноваты, кроме него. Все, как он выразился, “дурни”, а он вроде как ни при чем. В то же время по содержанию это обращение интересно. Правительство наконец понимает, что недостаточно придумать реформу или спустить сверху постановление. Важно, чтобы народ еще и в этом разбирался и принимал. В то же время Калвитис даже не допускает, что в основе пассивности и нежелании народа что-то делать находится неблагоприятный социально-политический контекст, созданный государством. Не так-то просто открыть магазин или стать доктором наук. Я могу сказать, что защитил свою докторскую не благодаря, а вопреки Латвийскому государству.

Валдис БИРКАВС, экс-премьер:
Обращение премьера к народу было очень реалистичным. Хотя Айгар Калвитис не особенно четко сформулировал в нем цели государства, скорее — свои и Народной партии. Как мы можем объединиться? Объединить народ может только тот, кто сам способен объединиться. В этом смысле правительство Калвитиса, не способное объединиться с Репше, — хороший пример. Конечно, с некоторыми утверждениями я категорически не согласен. Например, эстонцы опережают нас не на десять лет, а как минимум — на сто. У них другой менталитет. Но мы такие, какие мы есть. И вряд ли Калвитис нас изменит!

03.01.2005 , 11:16

"Телеграф"


Написать комментарий