Соотечественники: что это значит?

фото автора
фото автора
Как известно, если ты не занимаешься политикой, она все равно займется тобой. Что интересного может быть на состоявшейся в Калиниграде конференции с длинным замысловатым названием "Балтийское гуманитарное измерение: стандарты и реальность"?

Но на обратном пути автобус с делегацией, в которой были и представители Русской общины Даугавпилса, продержали три часа на границе между Калининградской областью и Литвой, а потом заявили, что один из латвийских граждан не может вернуться домой, поскольку он внесен в список лиц, нежелательных в “шенгенских” странах.

Речи и дискуссии сразу наполнились конкретным содержанием. Ничего себе у нас стандарты демократии! Ты садишься в автобус, едешь за границу, тебя выпускают без единого звука, а на обратном пути – вас здесь не желают!

Новые невыездные

А поначалу мы подумали, что над нами просто издеваются. Паспорта отдали на проверку, и – час за часом сидим в автобусе, из которого выходить запрещено. Никаких других машин на контрольно-пропускном пункте нет. В чем причина задержки? И тут появился литовский пограничник и произнес, ставя ударение самым неожиданным способом:

–Михаилс Аверинс, выходите, вам нельзя въезжать в Шенгенскую зону.

Но право на свободу передвижения является одним из главных. В Европе, в отличие от СССР, не надо спрашивать разрешения горкома для поездки в другую страну, “невыездных” у нас нет. И поэтому антиглобалисты, которых полиция многих стран знает в лицо, свободно приезжают для проведения очередной громкой акции.

Тут Аверин вернулся, слегка ошарашенный, и автобус наконец въехал с российской территории “суверенной демократии” на землю “демократии истинной”. И юный восемнадцатилетний гражданин Европы сообщил, что же такого он сделал, что ему без суда “впаяли” подписку о невыезде.

–Все началось после 16-го марта 2005-го года, – рассказал Михаил. – Тогда я надел полосатую робу и вышел к памятнику Свободы вместе с другими. Потом был еще случай, когда мы с друзьями хотели съездить из Риги в Таллин – просто на выходные. Нас не пропустили без всяких объяснений. Но то, что я внесен в какой-то “черный список” для всех стран Шенгенской зоны, – полная неожиданность.

Очень любопытно: англичан, которые своей туристской забавой сделали процесс мочеиспускания у символа Латвии, внесли в какой-нибудь список нежелательных гостей хотя бы в странах Балтии? Или политика двойных стандартов, о которой так много говорили на конференции в Калиниграде, присутствует во всех сферах жизни?

В чем сила, брат?

Одним из инициаторов очередного форума соотечественников был депутат Госдумы России Михаил Ненашев, поддержку оказало правительство России. Более 500 человек приехали на берег Балтийского моря из разных стран, в том числе из Казахстана, Украины и так далее. Главная тема: каким образом защитить права тех 30 миллионов русских, которые после распада СССР оказались за пределами исторической родины?

Естественно, и понимание того, в каких случаях нарушаются законы, и программы действий были очень различными. От очень взвешенных рекомендаций прежде всего изучить международные правовые акты, систему контроля за ними и пользоваться теми возможностями, которые предоставляет Европейский союз, до призывов по примеру Косово везде, где есть значительная доля русского населения, требовать независимости. Обсуждали три важных направления: права человека, сохранение русского языка и культуры, консолидация общественных организаций. Понятно, что все они взаимосвязаны. Когда только в Коалиционном совете в Риге представлены более 50 русских общественных организаций, а всего в Латвии их более 150, причем многие ссорятся и конфликтуют между собой, то ясно – на лад дело не пойдет. Только мы с вами можем преодолеть эту разобщенность.

Борьба за будущее

Но в чем интересы русских Латвии и других балтийских стран? Может, интеграция и даже ассимиляция – это действительно шанс для нового поколения занять достойное место в Европе?

Представитель Эстонии Дмитрий Линтер привел такие данные: русские в этой стране составляют треть населения, в тюрьмах представителей этой национальности – 60 процентов, среди наркоманов – 80 процентов. То есть, кто-то, имея способности и поддержку, выбивается, затрачивая большие усилия, но многие в результате реформ образования и неравенства оказались проигравшими в конкурентной борьбе и опустились на дно. Знание государственного языка на ситуацию не повлияло.

Но означает ли это, что русская община должна самоизолироваться и считать себя временно отколовшимся осколком России? Некоторые выступающие именно к этому и призывали. Приводился даже такой пример: русские моряки, ушедшие после гражданской войны на кораблях в Тунис, так и не взяли чужого гражданства, храня верность покинутой стране.Но у соотечественников Литвы, Латвии и Эстонии преобладают другие настроения. Как можно быть чужим в стране, где ты родился и прожил всю жизнь? Надо знать язык, получать гражданство, участвовать во всех сферах жизни, в том числе в политике. И при этом воспринимать родную культуру и язык не как клеймо второсортности, а как великое наследие, которое нам предстоит сохранить и преумножить. Латыши в США и в Канаде являются полноправными гражданами своих стран, но чтят Отечество и гордятся своими корнями. Вот и мы, русские Латвии, болеем и за страну, в которой живем, и за страну, с которой чувствуем кровную связь. В современном мире такое бывает нередко…

Светлана ГАРТОВАНОВА

05.03.2008 , 16:07

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий