Лат девальвировать незачем 2

Банк Латвии собрал экономических экспертов и производственников, чтобы вместе поискать ответ на вопрос, как помочь латвийскому экспорту товаров.

Потому что у нас нечего продавать

Докладчик от Центробанка Улдис Руткасте привел удручающую статистику. Росший до 2005 года экспорт товаров за два года сократился почти в два раза. В полтора раза сократился даже экспорт минерального сырья. Экспортная составляющая в ВВП у нас на сегодня 30%. В Евросоюзе этот показатель хуже только у Польши и Румынии. Для сравнения: у такого же новичка ЕС – Словакии, он составляет 65%.

Главной причиной спада стало не снижение спроса, а резкое падение конкурентоспособности наших товаров. Проще говоря, произведенное у нас или дороже, или негоже. И это касается почти всех групп товаров. Например, наша древесина-кругляк всегда была дороже российской, а после того, как наши цену еще больше подняли, экспорт латвийских бревен упал на четверть. Вполовину упал экспорт пиленого леса, а у России на столько же вырос. Вырос у россиян и экспорт стройматериалов из дерева, а у нас упал.

По этой же причине снизился экспорт арматуры, литья, химических товаров. Незаметны стали на просторах ЕС наши одежда, трикотаж, женское белье – объемы их экспорта на несколько порядков ниже, чем китайского, притом что у китайцев все это в два раза дешевле. А качеством ничуть не хуже.

Эксперты БЛ сделали вывод: конкурентоспособность значимой латвийской продукции утеряна. Поднимать ее придется в условиях роста зарплат, для чего нужны радикальные структурные изменения в экспортной составляющей. То есть производить надо то, что нужно, и не дороже, чем у других.

Как этого добиться? БЛ рекомендует: перенять опыт других новичков ЕС – Чехии, Венгрии. Поискать свою товарную нишу. Изменить политику государства, повернув ее лицом к поддержке экспортной экономики и производству качественной продукции. То есть вернуться к уровню развития промышленности ЛССР.

Во время дискуссии председатель ассоциации машиностроителей и металлообработчиков Вилнис Рантиньш напомнил, что их отрасль дает треть экспорта. При этом импорт машин, механизмов и изделий из металла в 2,6 раза выше экспорта. Вывод: нужно инвестировать в производство того, что покупаем за рубежом. Если вкладывать в новые станки и технологии, то деньги быстро вернутся. Но, увы, наша молодежь не проявляет интереса к этим отраслям промышленности.

Представитель Ассоциации химиков и фармацевтов Юрис Рейсонс сказал о том же: предприятия могут сколько угодно вкладывать в исследования новых лекарств, но у нас выпускается 100 химиков год, несколько из них талантливы. А в Китае химиков в год выпускается 130 000, из них тысяча талантливых и несколько гениев. И для них государство строит технопарки, инкубаторы, научные центры, наполняя их современнейшим исследовательским оборудованием. А у нас?..

Экономист SEB Unibanka Андрис Вилкс показал спад экспорта со своей колокольни. В минувшем году из общего объема кредитования лишь 16,3% средств пошли на развитие производства и энергетики.

Спад экспорта – это следствие бешеного кредитования непроизводственных отраслей, в частности строительства. Нынешние противоинфляционные меры правительства и банков направлены в том числе и на то, чтобы переориентировать политику кредитования на производство экспортной продукции. И банковский экономист разглядел ту же беду, что и производственники: главной проблемой страны будут трудовые ресурсы.

«Час» задал банкирам вопрос: не поможет ли нашему экспорту девальвирование чересчур крепкого лата? Г-н Вилкс ответил, что, действительно, Словакию девальвация их кроны выручила. Но нам это не поможет: словакам было что продавать из продукции машиностроения, и понижение курса кроны помогло конкурентоспособности их и без того востребованной продукции. У Латвии такой продукции нет.

А вот социальные последствия девальвации просто выметут из страны остатки работников. Представитель БЛ г-н Руткасте официально уверил «Час», что девальвации лата в этом году точно не будет.


Написать комментарий

По поводу девальвации словацкой кроны. Зашёл на сайт ecb.de
Там графики разных валют, которые ЕЦБ котирует.
Словацкая крона с 1999 только росла, с очень незначительными коррекциями курса. Может, они их называют девальвацией? Но это несколько странно: в 1999, курс был 47, а сейчас наивысший курс кроны к евро (причём уже несколько месяцев) - 30 с небольшим. Скоро так с чешской сравняется. То есть, попутал г-н Вилкс чего-то, попутал. И эти люди рулят экономикой....

...Или Господин Вилкс имел ввиду девальвацию кроны в начале-середине 1990-х? Тогда он прав. Другое дело, что тогда все девальвировались,все - и лит. талон, и лат. рубль, и злотый... все, кроме эстонской кроны.

Написать комментарий