Эксперты: лат уже давно обесценился

Неосторожно высказанная гипотеза о возможной девальвации лата наделала много шуму. Однако в пылу полемики никто почему-то не упомянул о том, что реальная девальвация лата уже давно на дворе. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о том, сколько можно было купить на один лат в год его рождения в далеком 1992 году, когда квартиры, энергоносители, продукты питания, лекарства и т.д. стоили намного дешевле. И сравнить с тем, что на него можно приобрести сегодня.

Надо понимать, что лат для латвийского истеблишмента всегда был не просто платежным средством, но чем-то вроде красно-бело-красного флага. Достаточно вспомнить позицию первого главы Банка Латвии Эйнара Репше, который говорил, что девальвация его любимого детища может произойти только через его труп, причем не политический, а реальный.

Итак, реальное обесценивание лата в одной упряжке с инфляцией — это факт. Чем она опасна или, наоборот, благоприятна для латвийской экономики, рядовых потребителей товаров и услуг? Газета “Телеграф” публикует интервью с директором Института экономики ЛАН Райтой КАРНИТЕ.

— Согласны ли вы с тем, что сегодня лат уже далеко не тот, что в начале девяностых?

— Да, ведь существует официальная девальвация, которую все так горячо обсуждали, а есть и реальная. Действительно, за годы своего существования латвийская национальная валюта значительно потеряла в весе. А в последнее время положение усугубилось тем, что лат оказался привязанным к евро — валюте сообщества стран, где уровень инфляции значительно ниже. Этот факт также способствует обесцениванию лата.

С новыми валютами, в принципе, так происходит часто. Поначалу они почти всегда оказываются переоцененными, но постепенно выходят на уровень своей реальной покупательной способности, чему мы с вами и являемся свидетелями.

— В презентованном недавно сообщении Минэкономики о развитии народного хозяйства в 2006-м говорится, что по сравнению с 2000 и 2001 годами реальный курс лата по отношению к валютам и развитых, и развивающихся стран заметно упал. Значит ли это, что существует настоящий рыночный курс и официальный?

— В финансовом мире используется как официальный, или номинальный, курс, так и реальный, который иногда называют паритетом покупательной способности. Государственные и бизнес-институты для принятия решений о потоках инвестиций, выдаче займов, экспорте-импорте пользуются именно реальным обменным курсом. Применительно к Латвии он может быть выгоден для экспортеров, но не столь хорош для потребителей. Привязку к евро здесь можно рассматривать как положительный фактор, ведь основные торговые пути из Латвии ведут именно в ЕС (более 70% внешней торговли). А вот третьим странам, в том числе и России, покупать товар из страны, где люди получают зарплату переоцененными деньгами, невыгодно. Да и иностранные инвесторы в последнее время что-то не спешат со своими деньгами в Латвию. Во многом это плата за стабильную валюту.

— Еще в школе, когда нас учили азам экономики, учителя втолковывали нам, что национальная валюта только тогда крепка и стабильна, когда она обеспечена какими-то произведенными в ее стране ценностями.

— Нельзя не признать, что экономика Латвии, так же как и ее валюта, довольно виртуальна. Это во многом объясняется глобальным влиянием. Так, экономика США долгие годы держится за счет печатного станка — доллары печатаются и пускаются по миру. Поэтому в нем оказался излишек денежной массы. Деньги стали дешевыми. И их стараются поместить куда-нибудь, часто это развивающиеся экономики, инвестиции в которые на каком-то этапе сулят хорошую отдачу.

— Ваши прогнозы о дальнейшем поведении лата?

— К сожалению, я не готова сейчас проследить какие-то закономерности, связанные с усилением или ослаблением национальной валюты в Латвии. В стране, где ненормальный рост цен, ненормальная зарплата и во многом виртуальная экономика, невозможно делать нормальные прогнозы и научный анализ.

Лат по-прежнему крепок?

Хенрик ДАНУСЕВИЧ, президент Латвийской ассоциации торговцев:

— Конечно, еще год назад покупательная способность лата была выше. И я согласен с тем, что латвийская валюта несколько переоценена. Мое мнение: надо было бы немного снизить ее номинальную стоимость по сравнению с евро.

Отрицательный внешнеторговый баланс продолжает расти. То же можно сказать и об инфляции, по нашим прогнозам, в этом году ее уровень снова будет высоким — до 10%.

Ольга ЭРТУГАНОВА, старший аналитик DnB Nord banka:

— Говоря о девальвации или обесценивании валюты, обычно имеют в виду ее сравнение с валютами других стран. Не один только лат страдает от инфляции, ей подвержен и доллар, и деньги других стран. Здесь есть и плюсы — они касаются экс-портеров, и минусы для потребителей, которые покупают более дорогой импортный товар, что усугубляет инфляцию.

На мой взгляд, гораздо важнее, что с начала 90-х заметно усилилось расслоение общества — бедные стали беднее, а богатые богаче. У самых обеспеченных очень высокий уровень покупательной способности. Недавно было опубликовано исследование о том, что по разнице благосостояния в центре и регионах Латвия не идет ни в какое сравнение с другими странами. Разве что с Грузией, где положение и то лучше.





Написать комментарий