Наша живопись выставлена на торги

Ивонна Вейхерте может стать законодательницей цен на латышское искусство.
Ивонна Вейхерте может стать законодательницей цен на латышское искусство.
Сегодня в 12.00 в конференц-центре Ханcабанка («Солнечный камень») пройдет аукцион картин старых латышских мастеров, который будет несколько разбавлен и современными работами. Он организован силами банковского подразделения Private banking и двух галерей: «Антония» и имени Ивонны Вейхерте.

За неделю до аукциона открылась выставка картин, с которой могли ознакомиться представители клиентов. Представлены 163 работы, выдержавшие проверку временем.

Тут ушедшие классики – Розенталь, Бельцова, Варславан, Тидеманис, Калнрозе, Бине, Пладерс, Скриде и другие корифеи латышской живописи, а также ныне здравствующие – Табака, Наумов, Вилипсон.

Представлены и местные немцы, в частности, «Тетерева на току» (1820) И. Х. Бауманиса – начальная цена 20 000 Ls. Но гвоздь аукциона, конечно, Вильгельм Пурвит – его хрестоматийная картина «Весна» (1930-е годы) с начальной ценой 80 000 Ls. С аналогичной цены начинается холст Яниса Валтерса (1918) – картины написаны на обеих его сторонах. Одна – «Опера», другая – «Девушка».

Удивительным образом здесь оказались две картины советского нонконформиста Владимира Немухина, каждая по 10 000 Ls.

Галеристка Вейхерте, открывая выставку, вспомнила одного британского инвестора, задавшего ей вопрос: «Неужели в Латвии происходит так же, как в остальном мире? А именно: инвестиции упорядочены в трех сферах: ценные бумаги, недвижимость и, что самое существенное, в произведениях искусства».

- Я рада, что мы начинаем сотрудничество с банком, заботясь о наших и ваших клиентах, – продолжила она. – На самом деле, галеристы – настоящие маркетологи инвестиций. Я рада, что экспозиция удалась, что мы тщательно поработали, работ у нас много.

Позвольте рассказать вам случай с одним клиентом. Отдав ему одну работу, я посоветовала сходить в музей, посмотреть на равноценную – художницы Табаки. Он сказал, что не пойдет – болит, дескать, сердце оттого, что не может купить такую красоту.

А на этой выставке у вас будет возможность приобрести работы музейного уровня.

…«Час» попросил известного антиквара Артура Авотиньша прокомментировать увиденное. Тот не отказался:

- Насколько я знаю, это будет первый в истории Латвии аукцион, посвященный чисто латышской живописи. Наш Volmar в конце 80-х лет пять раз в три месяца тоже проводил аукционы. У нас было все…

Тут очень хорошо представлена историческая линия – гениями латышской живописи. Хорошо представлены 30-е годы – учениками Пурвита. Не хватает 20-х годов.

- Их везде не хватает, не только тут…

- И по объективным причинам. Не хватает того, где латышское искусство было на передовых рубежах авангарда. Только несколько работ относятся к этой тематике.

О выставленном: галеристами проделана блестящая работа. Представляю, сколько труда стоило собрать подобную коллекцию. Безусловно, это определенный прорыв, на этом аукционе собраны значительные произведения, которые будут определять дальнейшие тенденции рынка.

Несколько слов о том, почему важны аукционы. Это самая демократическая форма продажи, дитя рыночной экономики, когда хороший предмет продается за максимальную цену. Аукционы определяют уровень стоимости на какой-то определенный период.

Почему у нас стали возможны аукционы? Цены на живопись выросли, спрос превысил предложение – это объективно, начиная с 90-х годов. Правда, мы шли со значительным отставанием от русской живописи на 3- 5 лет. И от эстонцев отставали года на два – в рамках рыночных процессов в экономике. Посмотрим, как сейчас пойдут они у нас.

…Действительно, поживем – увидим. Правда, «Часу» показалось, что цены на некоторые картины (не будем их называть) несколько завышены. Что ж, это своего рода пробные камни, проверка рынка. Аукцион все и всех расставит по местам.

- Насколько реально, что нынешний аукцион станет регулировать цены на арт-рынке? – решил уточнить «Час» у одного из устроителей выставки, директора галереи «Антония» Норберта Сармулиса.

- Увидим после.

Известный в медиа-кругах светский «оранжевый» журналист предположил, что «Тетеревов» купит известный банкир Каргин, собиратель Либерта. Вот, еще не купил, а уже слухи…


Написать комментарий