Марика Нугуманова: «Последними не будем»

На следующей неделе в центре внимания окажется чемпионат Европы по фигурному катанию ISU, который будет проходить с 23 по 28 января в Варшаве. Латвию на этих соревнованиях в женском одиночном катании будет представлять новоиспеченная чемпионка страны, воспитанница Марики Нугумановой, рижанка Юлия Теплых. «Час» побывал на одном из последних занятий на катке «Даугава», где и пообщался с мэтром нашего тренерского цеха.

На лед в общей сложности выйдут почти 120 фигуристов из 34 стран Старого Света. Увы, Латвия на общем фоне будет представлена весьма скромно. Почему? Это тема отдельного разговора (в завтрашнем выпуске «Часа» о ситуации в фигурном катании нашей страны читайте в интервью с президентом Латвийской федерации конькобежцев Робертом Круткрамелисом).

- Как проходила подготовка к столь ответственным стартам?

- Готовимся как можем, как позволяют условия. То, что вы видели сегодня, когда на льду катка «Даугава» было всего несколько фигуристок, – это просто идеальные условия. К сожалению, так бывает не всегда. Но мы не унываем, работаем.

- Тренировки по два раза в день – не трудно?

- Ничего не поделать. Все-таки мы готовимся к чемпионату Европы. Юлия молодец, старается, она ведь еще и учится, и работает. Не надо забывать, что в спорт она вернулась после двухлетнего перерыва, и для нее это будет первый в жизни чемпионат Европы. Потому волнение вполне объяснимо.

- Сколько спортсменок заявилось у женщин?

- 39 человек. Это, конечно, очень много. Но столько будут выступать только в короткой программе. К произвольной допускаются 24 лучшие.

- На что рассчитываете в Варшаве?

- Конечно, хотелось бы занять место повыше. Мечта – классифицироваться в произвольную программу. Если короткую Юлия откатает идеально, то шансы будут. Последней она не должна быть. Посмотрим… Будем соревноваться с литовками. С эстонками – бесполезно, они слишком сильно оторвались от нас.

- Или мы сильно отстали.

- Как ни говори, но ситуация у нас, мягко скажем, не из лучших. В Эстонии фигурное катание дотируется, ему помогает государство, у нас пока что здесь нет никаких изменений. Обидно, ведь и мы могли бы сейчас конкурировать на равных с теми же эстонцами. Пока фигурное катание у нас – любительство в чистом виде, нет у нас профессионалов. Остаются в нем лишь фанатики, которых единицы Радует лишь то, что на юниорском уровне нам еще удается что-то показать. Взять хотя бы мой клуб, который по результатам соревнований Criterium Europe, в которых принимало участие почти 150 клубов, занял место в третьей десятке, что в целом, согласитесь, неплохо.

- Почему от Латвии на чемпионате Европы будет только одна спортсменка – наверное, лишний вопрос?

- Латвия в каждом виде программы – мужчины, а также танцевальные и спортивные пары – могла выставить своих фигуристов. Но у нас их просто нет, некого посылать на чемпионат Европы. Пары распадаются, фигуристы уходят из спорта в раннем возрасте. Нет мотивации. А еще сил и средств. Все-таки это дорогое удовольствие.

- Вы давно работаете тренером. В фигурном катании многое что поменялось за эти годы?

- Все поменялось. Сам спорт, уровень которого возрос неимоверно, правила, судейство. Ну о чем тут говорить…

- У вас это наверняка не первая воспитанница, которая выступит на чемпионатах мира и Европы?

- Третья. В свое время на такие соревнования я возила Алму Лепину (10-кратная чемпионка Латвии, она в свое время дважды становилась чемпионкой СССР среди юниорок, а в 1992 году выступала даже на Олимпийских играх во французском Альбервилле) и Ольгу Задворнову (чемпионка Латвии прошлого года). Теперь вот Юлию повезу.

- Короткая программа – это набор обязательных элементов. Какие самые сложные?

- Это прежде всего программа, которая длится две с половиной минуты. Они вмещают в себя восемь обязательных элементов: прыжки, дорожки, вращения. Самые сложные – тройной флип и тройной сальхов. Без них никуда. Так что работаем в поте лица. К счастью, по новым правилам самыми высокими баллами оцениваются не только прыжки, но и те же вращения и дорожки. Чем сложнее они, тем выше оценки.

- Почему не видно хореографа?

- Он работал с нами, но недолго. В основном мы обходимся своими силами.

- А костюмы для выступлений? Тоже своими силами?

- Здесь нам помогла федерация.

Поближе с Юлией Теплых «Час» познакомит своих читателей в одном из ближайших номеров.


Написать комментарий