Самые демократические…

Ровно 70 лет тому назад в Советском Союзе была принята сталинская конституция. И если судить лишь по ее тексту, то она действительно была самой демократической конституцией в тогдашней Европе – все решал советский народ, который свободно избирал свое руководство, а компартия лишь выполняла его волю.

Но это должно было ужиться с идеями учения Маркса-Ленина-Сталина, которые базировались на «антагонистической, т. е. непримиримой классовой борьбе» и «руководящей роли компартии». В результате «самая демократическая» конституция прекрасно уживалась с периодом разгула сталинских репрессий 1937 года. И не мешала компартии бесконтрольно командовать практически всем.

Вспомнил это не только ради круглой даты, но и потому, что латвийские правые недалеко ушли от Сталина и его «демократии». Естественно, сегодня страна ЕС не может себе позволить столь открытого насилия. Времена другие, но все же…

В Латвии принят закон об омбудсмене, который должен следить за тем, чтобы правящие соблюдали законы и основные правила демократии. На этой неделе Кабинет министров должен выдвинуть кандидатуру омбудсмена, а Сейм ее утвердить. Одновременно ликвидируется Бюро по правам человека, так как его функции берут на себя омбудсмен и его учреждение. Между прочим, омбудсмен имеет такую же неприкосновенность, как и депутат Сейма.

И как это будет уживаться с непримиримой борьбой «за выживание нации» и сохранением политического руководства за правыми (читай – латышами)? Так или иначе придется прибегать, что и делается, к сталинским методам. Между прочим, пока на новый пост выдвинута лишь одна кандидатура – представитель Народной партии. Так что вряд ли стоит говорить о его объективности и беспристрастности.

Например, нацбол Айо Бенес, грозя «поставить на колени» судебную систему Латвии, оказывается, призывал к насилию, прокурор для него требовал двух лет тюрьмы. А вот Александр Кирштейнс (бывший член Народной партии, баллотировавшийся от списка «зеленых крестьян»), призывая дать «русским по морде», просто фигурально выражался и остается не судим.


Написать комментарий