На гастарбайтеров надежды нет

По неофициальным данным, число жителей Латвии, которые отправились на заработки в Ирландию и Великобританию, превысило 100 тыс. человек. В основном это граждане, то есть избиратели, которые могли бы составить электорат любой партии. Например, на прошлых выборах для того, чтобы пройти в Сейм, ТБ/ДННЛ понадобилось всего 53 396 человек (5%).

Гастарбайтер голосовать не спешит

Однако никто в особую активность оторвавшихся от родины граждан не верит. Опыт предыдущих выборов свидетельствует об очень низкой активности латвийских “иностранцев” — к урнам по всему миру отправилось только 25% от числа официально зарегистрированных эмигрантов, или 7350 избирателей. Да, сейчас появилось 40 новых избирательных участков по всему миру, но и это обстоятельство, уверены эксперты, мало чем спасет положение.

По словам председателя Центральной избирательной комиссии Арниса Цимдарса, показательны заявки голосования по почте (их можно было подать до 15 сентября) — из-за рубежа получено только 550 штук. Это капля, если учесть, что голосовать в той же Ирландии можно только в двух местах. “У нас сейчас совсем другая ситуация, чем четыре года назад. Тогда за рубежом голосовали те эмигранты, которые там проживают долгое время. После вступления в ЕС туда хлынули новые потоки наших жителей. Их число не прогнозируемо, к тому же молодые избиратели, как известно, сами по себе малоактивны”, — считает Арнис Цимдарс. Тем более что, по данным Управления по делам гражданства и миграции, в Ирландии проживает (только не удивляйтесь)… 184 гражданина Латвии.

МИД Латвии тоже не может прогнозировать, какое реально число граждан на Западе и Востоке отправится к избирательным урнам, но все же сделал примерные расчеты: в целом, возможно, проголосуют около 26 000 избирателей. Из них в США — 8000, Канаде — 2000, Великобритании — 4000, Ирландии — 2500, России — 1250, Германии — 1200, Литве — 150, Эстонии — 400, Швеции — 800, Бельгии — 800, Финляндии — 800, Турции (там в это время будет много наших отдыхающих) — 50…

Избирателей много, а толку мало

Сами партии также не особо рассчитывают на голос избирателя из зарубежья. Во-первых, агитировать разбросанных по всему миру граждан — дело муторное и дорогостоящее, во-вторых, возможно, неоправданное. Но на всякий случай Ирландию посетили с визитами представители почти всех крупных партий, особенно те, кто сейчас находится в правительственной коалиции.

Как рассказал Телеграфу зампредседателя фракции Латвийской первой партии Вячеслав Степаненко, его однопартийцы только что вернулись из Ирландии. Но встречались они с земляками не с агитационным умыслом, а в рамках деловых переговоров с Ryanair. “Нас больше интересовала перспектива развития отношений с нашей диаспорой за рубежом. Что нужно сделать, чтобы многие вернулись сюда и чтобы там жили в человеческих условиях. Многие, как оказалось, готовы вернуться в Латвию и начать свой бизнес. Агитации в классическом смысле мы не проводили”, — рассказал он.

ЗаПЧЕЛ, организовавшее в Ирландии свой опорный пункт, агитаторов никуда не посылало, а организовало акцию по поддержке партии в Европейском русскоязычном альянсе, в который “пчелы” входят. Впрочем, “пчелы” не сдаются: в Ирландии, например, на днях вышел второй материал о них в русскоязычной Нашей газете. Еще должны появиться статьи в Вестнике Кипра, Русской мысли.

Новое время (НВ) агитирует своих “фанов” по электронной почте. В пресс-центре партии рассказали, что у них как минимум в США, Канаде и Ирландии есть свои агитационные пункты. Активисты высылают эмигрантам листовки, программы партий и т.д. в электронном виде. Каков будет результат, НВ предугадывать не берется, поскольку среди эмигрантов много неграждан, а среди граждан много людей без паспортов — это потомки граждан, уехавших во время первой-второй мировых войн и получившие только удостоверение с персональным кодом, свидетельствующее об их подданстве. А с таким документом на выборы идти нельзя.

А вы голосовать пойдете?

Марина, Китай:

— На прошлых выборах в Сейм я голосовала, хотя мне нужно было преодолеть 2800 км, чтобы попасть на избирательный участок в Пекине. Меня в посольстве встречали с особыми почестями, так как я была единственным избирателем.

Кристина, Россия:

— Мы с мужем раньше не ходили и сейчас не пойдем. В Москве такой ритм жизни, что нет времени даже помаду себе купить, не говоря о выборах. А если серьезно, то, находясь далеко от Латвии, мы уже не следим за выборами и в партиях слабо разбираемся.

Александр, Германия:

— Я сейчас в Латвии и постараюсь проголосовать здесь, так как в Германии это сделать невозможно. Специально никто никуда не поедет голосовать. Все упирается во время и деньги. Мне нужно потратить два дня, 200 евро только на то, чтобы на автобусе преодолеть 800 км до Берлина, плюс снять гостиницу — не поеду же я на час, а потом обратно.


Написать комментарий