Мы еще не допустили глобальных ошибок

Так считает новый архитектор Риги Янис Дрипе

Четыре года Рига жила без городского архитектора. И вот на днях столица его обрела. Янис ДРИПЕ намерен требовать от строителей качественной архитектуры, надеется развивать деревянную застройку и исправить некоторые ошибки в этой сфере, допущенные в последние годы. Об этом он рассказал в интервью Телеграфу.



Для строителей жизнь осложнится



— Четыре года в Риге не было городского архитектора. При этом качество построенных за это время объектов оставалось довольно высоким. Зачем создавать эту должность теперь?

— У нас есть хорошая традиция — Рихард Шмелинг, например, в позапрошлом веке 37 лет работал городским архитектором Риги, в советское время эту должность занимал Гунар Асарис.

И они оставили свой след в облике Риги. Для общества опять же полезно, что будет человек, с которым можно напрямую говорить о проблемах столичной архитектуры.



Бастион Триангула — один из самых сомнительных архитектурных проектов последнего времени.


Для строителей, естественно, жизнь немного осложнится, потому что я намерен потребовать от них качественной архитектуры. Сейчас для этого важно сформулировать архитектурные потребности города в понятной форме. Архитектура — это самое дорогое, самое социальное и публичное искусство. Указывать — мол, фасад должен быть зеленым или оранжевым, а окна обязательно такими, а не такими, — я не собираюсь. Но есть вещи более общие — такие как масштаб, контекстуальность, публичное пространство.

Любое здание, которое где-либо рождается, получает “багаж” — инфраструктуру, город как бы дарит ее инвестору. А инвестор должен взамен дать что-то городу. Не только чтобы там был, скажем, максимум офисных помещений. А где магазин, который как раз в том месте нужен рижанам, или детский сад? Необходимо сформулировать потребности города и предъявить их тем, кто собирается реализовывать здесь проекты.


— Вы планируете ограничиться формулировкой потребностей города или будет создан некий план, видение, как с точки зрения архитектуры можно было бы развивать тот или иной район Риги?

— Разумеется. Но это не будет план Яниса Дрипе, это будет плод коллективной работы. В конце концов, есть возможности заказать у хороших архитекторов эскизы, идеи, организовать мозговой штурм. Конечно, большинство земель здесь частные, проекты — тоже. Но у самоуправления есть эффективный инструмент — планирование. Очевидно, что мы должны беречь наше наследие — модерн, привести в порядок деревянную архитектуру, которая достаточно широко представлена в Риге. И, конечно, нужен какой-то публично доступный макет, для всех жителей столицы, где люди видели бы: ага, в моем районе будет строиться вот это, а чуть дальше — такой-то комплекс.

Деревянную
застройку
надо сохранить



— Вы упомянули деревянную архитектуру. Может ли город посредством вашей должности продвигать строительство новых деревянных зданий?

— Дерево уже вошло в моду, его использование возрастает с огромной скоростью. В Великобритании, например, оно пользуется большой популярностью. Дерево обладает прекрасными характеристиками теплоизоляции, отлично выглядит и вообще очень здоровый материал. И в Риге постепенно тоже начинают его ценить.

Возьмите одно из наиболее шикарных зданий последнего времени — на углу Гертрудес и Базницас. Посмотрите: там за стеклом — деревянный фасад. И это отлично смотрится.

В интерьере нового аэропорта мы опять же видим много дерева. Это экологический подход, северный стиль. Старые же деревянные здания надо реконструировать. Может быть, какие-то придется сносить и восстанавливать заново. Это дорого, но это очень хорошая инвестиция. Вот на Калнциема есть комплекс из
26 деревянных зданий — какая прекрасная визитная карточка для города! И столица должна идти навстречу инвесторам, которые готовы вкладывать средства в их сохранение и вообще возобновлять деревянную архитектуру. Тут надо смотреть: возможно, стоит давать скидки по налогу на недвижимость, еще как-то заинтересовывать предпринимателей. Просто нужно работать.

Город
не заморозишь



— Как вы оцениваете качество рижской архитектуры последних лет?

— Есть очень удачные проекты — то же здание возле Старой Гертрудинской церкви. Наш аэропорт, думаю, один из самых уютных малых аэропортов Европы. Здание на Паласта за бастионом Триангула. Пристройка Национальной оперы — она не гениальна, но хорошо вписывается в контекст. Улица Тербатас — два угловых здания на пересечении с Лачплеша, они вместе неплохо смотрятся. “Солнечный камень” — на споры вокруг него потрачено столько эмоций, а в итоге мы получили нормального уровня административное здание.

О провалах говорить не очень хочется. Изменить историю мы не можем, но со временем, при удачных экономических обстоятельствах, у нас, надеюсь, будет возможность сносить и новые здания. Вы знаете, о каких объектах я говорю. Когда-нибудь придет время здания Министерства земледелия на Цитаделес, бастиона Триангула… А можно использовать и другой, не столь радикальный вариант — реконструкцию не слишком успешных объектов. Но могу сказать, что Риге повезло — мы еще не допустили глобальных ошибок в плане архитектуры. Вот взять Вену — очень красивый город. Но там высотная застройка настолько хаотична, что просто возмутительно.

— Тем не менее сейчас в Риге реализованы или реализуются довольно неоднозначные проекты. Взять, к примеру, расширение универмага Centrs…

— Думаю, что в данном случае найден компромисс между сохранением городской среды и развитием. Масштаб удалось соблюсти, требования Инспекции по охране памятников процентов на 80 выполнены, а бомбоубежище, которое там находилось, никого не радовало. Город должен развиваться, нельзя все заморозить, но и, конечно, развитие не должно происходить любой ценой.

— А будущий зал за на дамбе АB — насколько логично его строительство именно там?

— Это очень важное место. Вообще мы в долгу перед рижанами с точки зрения культурных объектов. У эстонцев это направление развивается. В Пярну построен концертный зал, скоро появится еще и в Тарту, библиотеку они построили, Музей современного искусства в Таллине.

А мы? Несколько гостиниц — и то мало. Арену, в которой мало архитектуры. Это очень нужное здание — много мест, отличная видимость, современная техника. Но “большой” архитектуры там нет. Вот Globe Arena в Стокгольме — такой же по функции объект, но там есть архитектурный акцент. Но вернемся к дамбе. Если мы придем к какому-либо блестящему архитектурному решению, то место отличное, если же нет, то лучше отказаться от него и не портить.


Предыдущим городским архитектором Риги была Регина Була — ученица Гунара Асариса, занимавшего до нее эту должность аж с 1970-х годов. В отличие от учителя она не сумела так долго удержаться на высоком посту. Осенью
2001 г. в связи с поступившими сигналами о ее возможной причастности к незаконной сдаче в аренду муниципальной недвижимости против нее была начата служебная проверка, несмотря на то что никаких серьезных нарушений тогда выявлено не было. Тем не менее в начале 2002 г. Була написала заявление об освобождении ее от должности и переводе в департамент развития. Тогдашний мэр Гундар Боярс его удовлетворил.

28.02.2006 , 10:05

Телеграф


Написать комментарий