Три балета на одной сцене

Латвийские танцоры приняли в свою компанию англичан и израильтян

16 февраля в малом зале Дайлес театра прошел вечер современных хореографов “Время танцевать”. Заграничные мастера — Орен Тышлер из Израиля и Андрэ Баклей из Великобритании — работали с артистами Компании танца Ольги Житлухиной и студентами Латвийской академии культуры.



Имитация
импровизации



Не зная даже порядка выступления, каждый зритель самостоятельно мог определить, работу какого хореографа он сейчас видит. Композиция Андрэ Баклей “Квартескоп”, безусловно, была более сдержанной. Помимо этого ей присуща черта английского менталитета — склонность к недосказанности. Ах, наш рациональный XXI век! Из всего мы пытаемся извлечь пользу, все стремимся классифицировать. А вот балет этой же эпохи, наоборот, призывает наслаждаться искусством просто так, что не уменьшает его ценности. Такой упрощенный вариант формы и содержания, оказывается, не так уж и легко воспринимать. Немного недоумеваешь, как незатейливые движения артистов на сцене без сложных па можно назвать серьезным искусством, над которым работал коллектив очень долго. Но как отметила присутствующая на премьере двадцатилетняя девушка Зане, в том-то и прелесть, что отрепетированный танец воспринимаешь как импровизацию. “Вот она, естественность! Вот она, свобода!” По словам Ольги Житлухиной, для этой камерной постановки лучшим залом будет художественная галерея. Эту идею в скором времени она и готова реализовать.

Преступление
на сцене



Второй современный балет “С сомнениями и без” удивил не меньше. Огнем, страстью, динамикой и своим сюжетом. При открытии занавеса на радость молодым людям в зале на сцене разминалось свыше десятка длинноногих девушек в коротких шортиках и маечках. Они будто готовились к старту, к спортивным соревнованиям, активно разгоняя кровь. И вот оно началось: 15 человек — то синхронно, то по отдельности, то в группах — двигались под народные еврейские мотивы, завораживая зрителя. Похоже, что сейчас на глазах у всех в такой суматохе что-то произойдет и мы станем свидетелями преступления… Они, все пятнадцать, в течение всего танца, не привлекая особого внимания, натягивали штаны, надевали свитера, напяливали куртки, заворачивались шарфами… Тут вспоминается отрывок из пьесы Горького “На дне”: “Мне как-то неловко, кажется, всю жизнь переодевался… а зачем? Учился — носил мундир дворянского института. Женился — одел фрак. Прожил все — носил серый пиджак и рыжие брюки. Растратил казенные деньги — надели арестантский халат… И все как во сне… Смешно?” Не могу утверждать, читал ли израильский хореограф русскую классику, но, похоже, одну и ту же мысль о самом великом преступлении в жизни художники пытались донести — каждый своим искусством.

На носу сессия, на ступнях — мозоли



Ольга Житлухина очень рада, что при помощи Британского совета и Латвийского фонда культуркапитала ее ученики смогли обогатить свой опыт работой с заграничными хореографами. “Колоссальное ощущение, когда смотришь на своих студентов со стороны и видишь, как они растут!” Сами ребята тоже радуются успеху своей первой большой командной работы. И, забыв уже о пятичасовых ежедневных репетициях с ноября, о болезненных мозолях на стопах от танцев босиком, о том, как строгий Орен Тышлер грозно кричал им: “Шекет!”, что на иврите значит “тихо”, уже подумывают о подготовке к сессии в родной Латвийской академии культуры, где им придется ставить свои мини-спектакли.

21.02.2006 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий